История возникновения алмазной вышивки

Дипломная работа на стене художественной школы в Иваново

Проспект Ленина, 25

 Фонд сохранения исторического наследия «Внимание»

Выпускная работа студентов Суриковского института под названием «Искус­ство принадлежит народу» появилась на здании ивановской художественной школы в 1971 году. Эта работа интересна не только из-за потрясающей детали­зации и возраста ее авторов, но и из-за масштаба: смальта покрывает весь брандмауэр здания. Иваново можно назвать столицей советской мозаики: она встречает туриста уже на железнодорожном вокзале. В последние годы за со­стоя­нием панно никто не следит, оно начало осыпаться, поэтому его закрыли фальшфасадом

На печальное состояние мозаики обращали внимание местные активисты и фонд сохранения исторического наследия «Внимание»

Фонтан во Владивостоке

Океанский проспект, 43

1 / 3
Константин Антипин

2 / 3
Константин Антипин

3 / 3
Константин Антипин

Дно фонтана при Дворце пионеров, открывшемся в 1980 году (автор про­екта Антонио Михе получил за эту работу престижную государственную премию), украшала абстрактная композиция. Как раз в этом ценность советской мозаики: она позволяла разнообразить городскую среду, где все было построено по единым лекалам, и была ярким пятном на ткани города. Осенью 2018 года фонтан уничтожили: власти решили, что ремонт «экономически нецелесообразен». Архитектурный ансамбль Дворца пионеров, включавший в себя и фонтан, оставался одним из последних нетронутых модернистских зданий Владивостока.

Лента Мёбиуса в Москве

Нахимовский проспект, 47

 Retradazia / CC BY-SA 4.0 / Wikimedia Commons

В 1976 году блестящему архитектору Леониду Павлову поручили разнообра­зить парадный фасад здания Центрального экономико-математического института РАН. Павлов не подвел и вместе с художниками водрузил на входе в институт объемную ленту Мёбиуса, испещренную формулами. Композиция находится довольно высоко, и, для того чтобы как следует ее рассмотреть, понадобится бинокль или хороший фотообъектив. В народе здание прозвали «домом с ухом». Как раз с этого примера, в котором лаконичность «стеклян­ного» модернизма сочетается с мастерством Павлова, пожалуй, и стоит начи­нать знакомство с советской мозаикой.

Размеры и формы отдельных модулей

Мозаичные детали выпускаются в различных формах и размерах от 1 до 10 см².

Наиболее часто в продаже встречаются модули в форме квадрата и прямоугольника, реже – шести- , восьмиугольника и круга

Для индивидуальной работы авторы часто сами изготавливают необходимые формы во избежание пустотных зазоров в композиционном полотне.

Пользуется спросом мозаика, закреплённая на основе из бумаги или сетки

Стандартный габарит такой матрицы 30×30 см². Она состоит из 225 модулей с размерами 2×2 см².

Цветовая палитра

Планируя цветовую гамму мозаики, следует учесть, в первую очередь, общий стиль помещения. Существует комплекс некоторых традиционных шаблонов, упрощающих выбор оттенков для любого декора.

Нейтральными или универсальными цветами являются все оттенки белого и бежевого.

Такие оттенки зрительно увеличивают пространство, что актуально для малогабаритных квартир, и благотворно влияют на эмоциональную сферу человека

Мозаичные орнаменты в холодных тонах весьма элегантны и часто используются дизайнерами для создания презентабельного интерьера.

Палитра в синих и голубых цветах часто используется для бассейнов и ванных комнат

По мнению психологов, такая гамма способствует снятию напряжения и релаксации. А в таких помещениях человеку особенно требуется покой и расслабление.

Для любителей ярких интерьеров подойдёт мозаичная плитка красочных оттенков.

На основном сдержанном и холодном фоне органично смотрится мозаичное пятно всех цветов радуги

Эта палитра отличается универсальностью для сочетания с любым базовым цветом.

Выигрышным стилистическим приёмом является применение градиента – плавной игры насыщенности оттенков.

Цветовые растяжки и тональные вариации позволят украсить практически любое помещение

Однотонная плитка в мозаичных наборах хороша для облицовки больших площадей, разноцветный вариант выбирают для создания кухонного фартука, панно на дне бассейна, украшения мини-фонтана.

Этапы создания

Современные мозаики в храме практически заменяют собой роспись стен. В главном петербургском православном храме – Исаакиевском Соборе – мозаика покрывает 592 кв. м. Художники смогли передать блеск холодного металла, перелив атласных одежд, тепло и мягкость человеческой кожи. Здесь задействовано более 12 тыс. цветов и оттенков.

В мае 2020 г. в Москве закончилось строительство Главного храма Вооружённых сил Российской Федерации. Площадь мозаики в храме составляет 2644 кв. м. – по числу полных кавалеров Ордена Славы. Фотографии нового собора передают роскошь и многоцветие храмового мозаичного декора.

Художественная идея

Создание мозаики в храме – процесс непростой и кропотливый. Мастера-мозаичисты говорят, что работа по укладке занимает лишь 20 % времени, остальные 80 % – разработка эскиза и подготовка кусочков смальты.

Идея храмового мозаичного убранства с древних времен до наших дней несет в себе прославление красоты и благодати Божьего мира. Абстрактный замысел воплощается в конкретную композицию, изображение праздника или святого.

Для получения выразительной, живописной работы художник-монументалист принимает во внимание мельчайшие детали: сколы камня, рельеф поверхности, размер швов между кусочками

Технология изготовления

 Смальта изготавливается в промышленных условиях. К кварцевому песку добавляют оксиды металлов для получения разнообразных цветов и текстур. Минеральные добавки обеспечивают:

  • ударопрочность;
  • устойчивость к атмосферным воздействиям;
  • морозостойкость;
  • яркость и насыщенность цвета.

Смесь запекается при температуре от 140 до 1400 град. Частицы сплавляются, становятся непрозрачными. Толща материала заполняется множеством крошечных пузырьков и начинает словно светиться изнутри.

В византийских храмах мозаика укладывалась прямым способом. Он используется и сейчас. На основу (стену) с перенесенным рисунком накладывается слой раствора, в него вдавливаются камни. Швы тонируются в конце работы, либо предварительно окрашивается раствор.

Сейчас мозаичная кладка часто производится в обратном порядке. Изображение выкладывается в зеркальном виде на твердую основу с наклеенным холстом или полимерной сеткой. Кусочки закрепляются водорастворимым клеем, это дает возможность подправить композицию.

Мозаика приклеивается на постоянное место. Швы заполняются песком, излишки выметаются. Готовое панно сохнет не менее недели, затем швы окончательно затираются.

Советы и рекомендации

Поскольку мозаика – вид архитектурного творчества, не существует единого шаблона о том, как осуществлять выкладку плитки. Существует несколько возможных вариантов раскладок, которые необходимо обдумать и оценить перед непосредственным процессом облицовки.

Суть процесса ничем не отличается от выкладки обычной плитки: лицевой стороной вверх тессеры кладутся на специальную подложку. После раскладки панно на основе используют клей или раствор, которые скрепляют отдельные мелкие элементы между собой. Нельзя забывать и об использовании затирки, которая сделает невидимыми швы между тессерами. Поскольку она существует в различных оттенках, велика вероятность того, что домашний мастер допустит ошибку при подборе цвета. Во избежание этого стоит использовать затирку, цвет которой наиболее близок к основному цвету мозаики

Если же такого оттенка нет, то стоит обратить внимание на нейтральные цвета, например, бежевый

Для криволинейных поверхностей характерен обратный способ выкладки мозаики, где ключевая роль отводится шаблонному рисунку в зеркальном отображении. Именно на основе этого узора производится создание мозаики. Разложив на поверхности листы с рисунком, их необходимо накрыть специальной самоклеящейся пленкой, на которую впоследствии и будет выкладываться сами плиточные ячейки. Это нужно делать очень внимательно, в полном соответствии с эскизом, лицевой стороной вниз и сразу же плотно прижимать, чтобы зафиксировать.

По истечении времени, необходимого на закрепление мелких модулей, самоклеящуюся пленку удаляют, после чего производят затирку промежутков между ячейками – на этом этапе процесс идентичен затирке швов в прямой выкладке.

Поскольку оба способа выкладки являются не такими уж простыми и требуют определенных навыков проведения ремонта, лучше обратиться в специализированные компании, которые могут предложить готовые решения. Большинство фирм, работающих в строительном сегменте, продают уже отделанные шаблоны мозаичной растяжки, которые помогут добиться эффекта объемного рисунка.

Главной отличительной чертой подобной облицовки является ее колористическое решение: оно представляет собой градиент, в котором происходит плавный переход в пределах одного цвета от самого темного оттенка в самый светлый. Подобная стилистика обусловлена использованием модулей разной глубины и интенсивности цвета. Особенно эффектно это будет выглядеть в интерьерах, подразумевающих игру цвета и света, например, в бассейне. Более темные участки принято располагать ближе ко дну бассейна, тогда как светлая часть раскладки будет находиться у самой поверхности.

При выборе того или иного вида мозаичной плитки нельзя забывать о том, в какой тип помещения планируется ее установка, а также важно помнить о том, что не стоит гнаться за слишком дешевыми предложениями, потому что качественный материал от надежного производителя стоит немало, но будет служить долгие годы. К сожалению, многие домашние мастера в попытках сэкономить забывают об этом и пытаются создать мозаику собственными руками, не имея никакого опыта в этом деле

Обычно это заканчивается неудачным ремонтом и последующим разочарованием, избежать которого можно, обратившись к профессионалам.

Об особенностях укладки мозаики смотрите в следующем видео.

Популярные темы сообщений

  • Мертвое море

    Однако Мертвое Море считается озером, которое находится промеж Израиля и Иорданией. Данный географический объект считается озером, так как не омывается ни одним из океанов.

  • Культурная жизнь в современной России

    Распад государственных структур или спад политического режима не влияет на развитие культуры. Все действует как раз наоборот, она действует предшественником истории страны. Культура испытывает на себе новую экономическую и политическую ситуацию.

  • Шуберт

    Франц Шуберт – композитор, который был представителем такого течения как романтизм в музыке. Этот стиль отличался от строгой спокойной классики взрывом эмоций и чувств. Музыка волновала и заставляла сопереживать.

Красивые примеры в интерьере

Получив всю необходимую информацию о мозаичном покрытии, вы можете оценить достоинства и недостатки данной облицовки и при необходимости спроектировать и украсить помещение в соответствии с собственным вкусом и интересными дизайнерскими решениями, тем более что мозаика обладает бесконечными художественными возможностями. Существует бесчисленное количество вариантов оформления помещения при помощи мозаичной облицовки, однако давайте рассмотрим наиболее популярные архитектурные приемы на нескольких примерах.

Мозаика может быть очень насыщенной, красочной и замысловатой – для этого используются малые формы модулей, которые выкладываются в определенном порядке для формирования сложного затейливого орнамента, который может быть выполнен в ярких тонах. Такой прием может интересно смотреться не только на полу прихожей или на стенах в ванной комнате, но даже и в гостиной. Однако это решение подразумевает, что все остальные предметы интерьера должны быть сдержанными по своей стилистике и цвету.

Не только эксцентричные и самобытные восточные узоры могут найти отражение в домашнем интерьере, но и современное оформление может обращаться к мозаичной отделке в своих стилистических изысканиях

Например, можно декорировать камин, чтобы придать ему завершенный вид и акцентировать внимание на нем, как на месте притяжения домочадцев

Традиционно мозаика кладется и в ванной – казалось бы, что всем привычен этот вид отделки. Однако мало кто знает, что даже на фоне мозаики можно создавать полноценные портреты – примером может послужить мозаичное изображение античной статуи в ванной. Здесь на первое место выступает не столько вопрос вкуса – о нем не спорят, сколько техничность выполненного панно.

Нельзя не осветить и классические примеры использования облицовки – мозаичное оформление стен в кухне. Именно на них сделан акцент. Покрытие выполнено в глубоком темно-синем цвете. Оно очень элегантно смотрится в зоне кухни, в которой все остальные предметы выполнены в холодной сдержанной гамме.

Мозаика по мотивам Брэдбери в Петербурге

Тихорецкий проспект, 4

2gis.ru / Foursquare / Fair use

Редкий случай, когда мозаика появляется в эпоху перестройки, в 1987 году, и уж совсем неожиданно, что в творчестве автора явно просматриваются мотивы произведений Рэя Брэдбери. Художнику Владимиру Лащинину пору­чили придумать панно для одного из корпусов Института цитологии РАН. В композиционном смысле мозаика безупречна: здесь и рыбы, и ласточки, и ракушки, и разрываемая клетка, обрамленная растительными мотивами. Мозаика находится в хорошем состоянии, и в последние годы на нее никто не покушался.

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Язык дня

НорвежскийКлип дня

Орен Лави и визуализация сна Моностих дня

Иван Ахметьев

Архив

4 варианта укладки мозаики

Недостаточно просто выбрать мозаику, важно правильно её уложить. Сегодня существует несколько способов

Остановимся на каждом более подробно.

Паркетри

Мозаичный стиль паркетри используют для создания картин, простых узоров и орнаментов. Он заключается в укладке фрагментов в виде геометрических фигур на предварительно подготовленный трафарет. Сначала, элементы склеиваются по контуру боковыми поверхностями, затем заполняется тело рисунка, учитывая цветовые сочетания. Со всех сторон фрагменты обмазываются клеем для придания прочности эскизу.

В технике паркетри используют смальту. Очень интересные композиции составляют из деревянной мозаики. В качестве декора часто включают металлические вставки, например, из бронзы, латуни или меди.

Интарсия

Более изящные фигурные композиции получаются в технике интарсия. Здесь фрагменты подбираются максимально точно друг к другу. Их склеивают между собой боковыми гранями и выкладывают на поверхность, на которой предварительно на толщину мозаики вырезан контур.

Инкрустация

Инкрустация – это более трудоёмкий процесс укладки мозаики. Чаще всего его применяют для врезки в деревянную поверхность элементов из металла или кости. А также его используют для вкладки друг в друга фрагментов разных пород древесины, камней любых форм и оттенков. После работы пластины шлифуют, полотно с узором должно быть на ощупь как одно целое.

Блочная мозаика

Ещё один интересный способ укладки – блочный, в котором рисунок разбивается на мелкие блоки из плиток, состоящих из отдельных элементов. Все поля связаны между собой единым смыслом, а также цветовым и тональным решением. Такой способ называется чертозианская укладка. Его часто использовали итальянские мастера в своих работах.

Материалы для различных видов мозаики

Технологии сегодняшнего дня сильно отличаются от примитивизма античности и позволяют создавать широкий спектр материалов для мозаичных покрытий. Разновидности таких облицовок определяются типом материала и его качественными характеристиками.

Стекло и смальта

Стекло является древнейшим отделочным материалом. В наше время находится на первых позициях по спросу.

Благородная игра цвета стеклянной мозаики

Предпочтение отдаётся венецианскому стеклу с превосходными физическими характеристиками:

  • долговечностью;
  • жаро- и морозоустойчивостью;
  • ударопрочностью;
  • водостойкостью;
  • богатством колорита.

Смальта – это то же стекло, но с добавкой калиевых солей и некоторых органических соединений. Яркий и совершенно непрозрачный материал получается путём вторичного запекания стекла с добавлением красителей. Получившиеся кусочки имеют яркие цвета с глянцевой и матовой поверхностью.

Современные технологии позволяют получить до 10 тысяч оттенков, что создаёт простор для творчества

Керамика и металл

Керамика так же весьма востребованный материал для декоративной мозаичной облицовки. Работы по её укладке отличаются от обычного плиточного покрытия лишь размером тессер – составляющих мозаичного рисунка.

Бесспорное достоинство керамической мозаики – широчайший ассортимент и разнообразие цветовой палитры, структуры и текстуры материала

Однако при выборе нужно знать, что более плотная структура керамики меньше подвергается загрязнению и абразивным воздействиям. Пористый материал, несмотря на высокую декоративность, менее прочен и более подвержен износу.

Металл – чисто современный материал для мозаичных произведений. Его использование в дизайне обычно оправдывается общим стилистическим направлением.

Для подобного покрытия применяют нержавеющую сталь в виде тонких листов в 0,5 мм, что обеспечивает лёгкость и прочность облицовки

Отдельные модули крепятся на специальную резиновую подложку, придающую гибкость покрытию и позволяющую украсить мозаикой любую неровную поверхность. Однако металл чаще применяют в качестве выразительного акцента и крайне редко – для цельных покрытий.

Натуральный и искусственный камень

Натуральный камень – исключительно дорогостоящее сырьё. Даже дешёвый туф, не говоря уж о мраморе, малахите, ониксе или яшме, требует неоднократного дробления, шлифовки и придания тессерам необходимой формы.

Такая мозаика отличается исключительной цветовой насыщенностью, прочностью, но требует бережного и тщательного ухода

Такое покрытие не терпит действия кислотосодержащих жидкостей – вина, соков, уксуса, а в интенсивно эксплуатируемых местах рекомендуется натирание специальными восковыми составами. Обычно применяется в создании композиционных узоров для полового покрытия.

Керамогранит – новый синтетический строительный материал, обладающий массой достоинств: ударной прочностью и простотой укладки, высокой стойкостью к повреждениям.

Широкая цветовая палитра позволяет решать любые задумки дизайнера

Керамогранитная плитка отличается разнообразием фактурного покрытия. Это может быть глазурь, рельеф, имитация древности, различные инкрустации. Применяется для отделки ванных комнат, хозяйственных и рабочих зон, внешних фасадов.

Прочие материалы

Среди прочих видов нестандартных материалов для мозаики можно выделить пластик. Тессеры из этого сырья представляют тонкие (4 мм) пластины ПВХ с имитацией керамической плитки.

При следовании определённым стандартам такое покрытие отличается качеством и прочностью

С его помощью легко видоизменить и обновить интерьер, не привлекая большие средства. А человеку даже с минимальными навыками не сложно произвести самостоятельный монтаж.

Золото и платина – самые дорогие материалы, используемые в мозаичных панно.

Драгоценные металлы в виде тончайшей фольги прокладываются между стеклами и применяются как штучные вставки

Такая мозаика органично смотрится на стенах и в прозрачной голубизне бассейнов.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Византийская мозаика

История 6 класс2017г.

Слайд 2

Текст слайда:

Цель:Найти образцы византийской мозаикиВыяснить особенности этой техникиВыяснить значение слова «мозаика»

Слайд 3

Текст слайда:

Мозаика — искусство составления из мелких частиц какого-либо материала единого образа или картины — было весьма популярным и престижным видом искусства в Византии. Два периода расцвета византийский мозаики приходятся на VI-VII века и период после окончания иконоборчества — IX-XIV века.

Слайд 4

Текст слайда:

Одной из главных особенностей византийской мозаики является золотистый фон, который присутствует в большинстве интерьерных панно. Вторая особенность византийского стиля – это четкие контуры всех объектов. Их получают, выкладывая в ряд кубики мозаики. Мозаичные блоки выкладываются строго в ряд, вплотную друг к другу, при этом четко выкладываются контуры.

Слайд 5

Текст слайда:

Большинство приемов византийской мозаики используется и в современных мозаичных композициях. Использование смальты, фон, образованный неровностями смальтовых кубиков, ровные контуры границ объектов и фона — это классика мозаики, классика Византии.

Слайд 6

Текст слайда:

Византийская мозаика

Византийские мозаики пронизаны внутренним духовным светом, они светоносны.

Золотой фон означает Божественность 

Пурпур — символ духовного озарения, Софии Премудрости божией, а также знак божественного императорского достоинства 

Слайд 7

Текст слайда:

 Наступивший вслед за эпохой иконоборчества расцвет византийского искусства обычно условно называют «Македонским возрождением», по имени царствовавшей в эти годы династии.

Слайд 8

Текст слайда:

Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона.

Мозаики выкладывались методом прямого набора, и в каждой укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. 

Слайд 9

Текст слайда:

Византийские мозаики — это монументальные полотна. Отсюда и масштабность изображений и монументальность композиций и характер кладки.

Византийская кладка с ее бархатистостью и живой неровностью рассчитана на восприятие с большого расстояния

Слайд 10

Текст слайда:

 Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX- XIV (после иконоборчества — македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс).

Слайд 11

История происхождения: как развивалось искусство мозаики

Вряд ли найдётся тот, кто стопроцентно пояснит происхождение слова, но то, что оно связывается с красотой укладки на поверхностях очевидно.

Самые древние мозаичные панно была найдены в культурных слоях, относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры

В храмах Двуречья были обнаружены замысловатые орнаменты, основой которых были глиняные кружочки.

Известная историкам мозаичная картина называется «штандартом из Ура».

Эту картину о войне и мире  выложили древние мастера. В работе они применяли раковины, красный известняк, перламутр и ляпис-лазурь

Античные времена можно даже охарактеризовать, как мозаичные, настолько велико разошлось это искусства по древним городам. Почему? Во-первых, красиво и прочно, а во-вторых, эта работа была совсем недорогой, в сравнении с обработкой монолитов.

Древние мастера быстро поняли свою выгоду: мозаика собиралась быстро, а её обработка не была сложной. Результат всегда поражал красотой, что оценивалось владельцами строения.

Первым материалом послужила необработанная речная и морская галька, которую укладывали в технике «opus barbaricum». В целом, изображение было неярким, не особенно выразительным, угадывались фигуры животных, человеческие образы.

Распространение получили мифологические сюжеты

С течением времени осваивали всё более тонкую шлифовку камня, научились его тессировать

Техника изменилась, «opus tesselatum» получалась в результате набора фрагментов. Исходным элементом был камешек формы куба, tessera.

Камни отходили в прошлое, рисунки совершенствовались, швы становились всё тоньше и тоньше, поверхность стала шлифоваться. Всё это происходило в эпоху эллинизма, когда своё активное развитие начали технологии выделки стекла. Стали использовать цветную смальту, что сделало выложенные рисунки очень реалистичными. Техника той укладки называлась «opus vermiculatum».

Набор в новой технике оставался прежним, а вот сами мозаичные элементы уменьшились, палитра обогатилась. Мозаика стала дорогим удовольствием, что объясняет среднестатистический размер полотна в 1-2 м².

В III же веке до нашей эры родилась техника «opus sectile», являющаяся прямым предком флорентийской мозаики.

Изделия выполнялись из смальты, тематика  была широкой, от жанровых древнеримских до библейских сюжетов

Византийские мастера стали использовать золотую смальту. Набор позволял сделать уникальное изображение с эффектом движения и дыхания.

Познакомимся с мозаикой в интерьере современных квартир и частных домов

Очевидно, использовать облицовку мозаикой можно где угодно. Это создаёт особо утончённую атмосферу в дизайне. Никаких запретов по выбору поверхности нет, мозаичными элементами можно декорировать всё, что угодно. Предлагаем увидеть своими глазами, насколько хорошо смотрится это декоративное исполнение в интерьере разных помещений.

Оригинальный фартук кухню не испортит, золотые вкрапления дополнительно освещают пространство

Сауна в частном доме прекрасно декорируется таким орнаментом

Ванна, благодаря мозаичному покрытию, приобретает восточный колорит

Кухонный фартук всегда задаёт тон

Ещё вариант фартука, но уже с выложенным рисунком

Отличное место для деревянной мозаики. Общий фон сразу приобретает какой-то глубокий шарм

Изысканная ванная обойдётся в приличную сумму, но такой дизайн окажется не только высокоэстетичным, но и очень долговечным

В гостиных мозаичное решение может быть разным: и в виде панно, и в виде целой стены

Украшайте своё жилище таким особенным образом! Пусть оно приобретёт утончённый и слегка восточный колорит!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector