Очарование и символизм русских народных росписей

Содержание:

Выбирайте несложную подпись

Если вы активно работаете с документами, регулярно принимаете или отправляете посылки, придется часто расписываться так же, как в паспорте. Много завитушек у каждого элемента, сложный шрифт создадут проблемы.

Вы должны найти такую роспись, у которой будет легко выработать автоматическое написание.

Для этого попробуйте все выбранные версии воспроизвести с закрытыми глазами 10–15 раз и посмотрите. То, что получилось в конце – бессознательный вариант.

Это будет черновик для подписи, потому что она не должна быть слишком легкой для исполнения. Иначе ее освоит и научиться подделывать кто угодно, что не только неприятно, но и опасно. К «бессознательному» почерку добавьте запоминающееся сочетание букв или слогов от имени, фамилии или отчества. Далее, сделайте акцент на какой-то части. Это может быть резкий росчерк – линия закругленная, ровная или даже перечеркивающая написанное.

Скомбинируйте начальные буквы ФИО

Самый простой совет, как придумать подпись в паспорт, – использовать свои инициалы. Их легко комбинировать разнообразными способами. Один из распространенных – поставить впереди первую букву фамилии, а за ней пойдет часть имени. Это может быть слитное написание или их отделит точка.

Роспись получается очень красивой, когда у первых букв имени и фамилии боковые линии параллельны друг другу.

Тогда их объединяют крупным завитком или другим изящным росчерком.

Другие крутые совмещения:

  • Буква в букве. Вариант выбрают, если это круглые «О», «С», «Е».
  • Наложение. Параллельные линии «Н» и «М», «А» и «Л», «П» и «Г» создают тени друг для друга. Вторая буква краем заходит до середины первой.

Многие женщины отказываются использовать фамилию, если знают, что будут ее менять и не хотят заново придумывать подпись в паспорт. В такой ситуации берут комбинацию имени с отчеством. Последнее часто прописывают полностью или используют 3–4 буквы. От имени же оставляют только заглавную. Более оригинальный вариант – поиграть с ФИО: ставить буквы в любом порядке, добавить к ним завитушку, изменить шрифт.

Виды хохломской росписи

Основные виды (или типы) хохломского письма – фоновой и верховой. Каждый вид придерживается своей технологии, и овладеть ею не так-то просто.

Полную информацию о популярных орнаментах хохломы читайте в статье: «Народный промысел хохлома: история, виды росписи, основные цвета и мотивы».

Верховой

Традиционно верховой вид росписи выполнялся на уже пролуженной поверхности, художник использовал мягкие мазки при нанесении красок, двигал кисть пластично. Так получалась ажурная хохлома.

Орнамент верховой росписи:

  • Травный рисунок. Нестареющая классика, которая ассоциируется с луговыми и полевыми травами. В основе рисунка витиеватые травинки, которые художник выписывает ажурно и мелодично. В этих травах то и дело проглядывают колоски, горошек, мелкие ягодки. С таким орнаментом мы сталкиваемся еще в детстве, и даже если взяты другие цвета, узнаваемый травный мотив это не что иное, как традиция хохломы.
  • «Под листок», «под ягодку». А для этого исполнения мазки должны быть более широкие, именно они делают листочки плавными по форме. Ягодки мастер делает тычком кисти. Это стилизованный орнамент, в котором художник закодировал народные мотивы. Смородиновые гроздья, крыжовник и земляника, колокольчики и ромашки – вот главные персонажи хохломского орнамента. Именно этот орнамент допускает появление коричневого, зеленого, белого, желтого.
  • «Пряник». Орнамент изящно вплетается в геометрическую фигуру. Круг это или ромб, а может быть, квадрат – у художника есть варианты. Посреди фигуры появляется стилизованный рисунок, означающий солнце. И общее изображение и правда напоминает солнце с лучами, причем, солнце, которое постоянно пребывает в движении.

Каждый орнамент и каждый узор интересен, самобытен. Как узоры рождались и оттачивались, можно узнать из книги потомственно мастера росписи, хохломичанина А. Красильникова «Золотая Хохлома».

Фоновый

До нанесения рисунка на поверхность изделия наносится фон. Он красный либо черный, но рисунок на нем будет золотым.

Фоновая роспись:

Техника «Под фон»

«Кудрина»

Очевидно, что неслучайно именно хохлома цитируется сегодня чаще остальных видов народной росписи. Это не просто красивое художественное направление, но и технически совершенное, сложное, требующей подготовки.

Как выбрать краску для раскрашивания деревянных заготовок

После грунтовки деревянную поверхность можно разрисовать красками. Самой простой в использовании считается акриловая, долговечной — масляная, прозрачной — акварельная.

Акрил и масло

Более подходящей краски для росписи дерева, чем акриловая, найти невозможно. Она хорошо разводится водой, а после высыхания создает защитную пленку и становится стойкой к воздействию воды. Для росписи дерева желательно купить художественную акриловую краску марки: «Акрил-Арт», «Деколор», перламутровая «Хамелеон».

Плюсы и минусы

разводится водой;
моментально высыхает;
свежий ошибочный мазок можно удалить водой;
создает устойчивую к влаге защитную пленку;
рисунок не растрескивается.

перед росписью поверхность нужно загрунтовать акриловой грунтовкой;
при высыхании цвет темнеет на полтона;
быстро высыхает и не оставляет времени для подрисовки.

Масляная краска — самая долговечная и надежная. Для росписи деревянных предметов лучше купить набор для художественной живописи. Популярные марки: «Мастер-Класс», «Сонет», «Роса», «Ладога». Разбавляют масляные краски льняным маслом (медленно сохнет) или растворителем, пиненом (быстро сохнет). В качестве грунта можно использовать матовый лак.

Плюсы и минусы

богатая цветовая палитра;
возможность на протяжении длительного времени вносить корректировки в рисунок;
при высыхании не меняет цвет;
создает защитную водоотталкивающую пленку.

медленно высыхает;
после высыхания краску удалить с поверхности проблематично.

Акварельная роспись

Акварель — это прозрачные краски, которые изготавливаются без примеси белил и разводятся водой. Они выпускаются в жидкой, твердой, мягкой форме. Есть еще пастообразная акварель. Для росписи дерева подойдут жидкие акварельные краски, правда, их купить бывает сложно. Профессионалы разводят акварель дистиллированной водой.

Лучшие производители акварельных красок: «Невская палитра», «Сонет», Winsor And Newton.  Деревянное изделие перед применением акварели не грунтуют лаком или в качестве грунтовки используют клей ПВА, разбавленный водой. Техника разрисовки напоминает лессировку: мокрой кисточкой делают один мазок по поверхности и ждут, когда краска подсохнет. Потом наносят второй акварельный слой (не больше трех слоев).

Плюсы и минусы

дешевизна краски;
прозрачность;
богатая гамма цветов;
простая техника.

слишком грубый слой может расслоиться;
краска моментально проникает в поры дерева, отчего невозможно исправить ошибку.

Художественная гуашь

Разрисовать деревянные предметы можно с помощью гуаши под названием «художественная». Детская или школьная для этой работы не подойдет. Нужна именно художественная гуашь, на этикетке может быть слово «люкс» или «премиум». Изготовляют такие краски фирмы: «Мастер-класс», «Сонет», «Цветик», «Аква колор», «Спектр», «Гамма». Есть еще гуашь со спецэффектами: флуоресцентная, перламутровая, золотистая, серебряная, бронзовая.

Краска растворяется водой и наносится на дерево тонким слоем. Высыхает гуашь от 30 минут до 3 часов. Изображение получается слегка белесым (бело-бледным) из-за примеси белил.

Плюсы и минусы

дешевизна краски;
простота в применении;
богатая палитра;
разводится водой.

при высыхании цвета выбеливаются;
высохший рисунок светлее влажного;
толстый слой краски может потрескаться.

Анилиновые

Краски на основании анилина (бактерицидное и ядовитое синтетическое вещество), в основном, применяют в текстильной промышленности для окрашивания тканей. У них есть один существенный минус — быстро выгорают на солнце. Анилиновые краски прозрачные, хорошо разводятся водой. Они похожи на акварель, только более насыщенные по цвету.

Плюсы и минусы

прозрачность;
богатая цветовая гамма;
насыщенный цвет.

в процессе рисования растекается по поверхности;
по одному месту нельзя проводить кисточкой дважды;
подсохший слой быстро выцветает на солнце;
рисунок портится под
воздействием влаги.

Правила заполнения пространства элементами

Мастер может выполнять художественную композицию из трех предметов (или двух), чаще всего это происходит с разделочными досками. И симметрия в таком случае может проявляться в двух досках, в то время как центральная не находит такого повторения.

Но только симметрия двух крайних досок весьма условна. Например, мотивы цветов на них могут быть различными, или же животные повторяются так – «петух и курочка» (то есть различия есть). Но даже в непохожих розанах, в исполнении не совсем похожих петуха и курочки не будет противоречия. Художник, берущийся за работу, продумывает размещение всех элементов, он прописывает каждую деталь, потому композиции с цветами, конями, пташками будут все равно уравновешенны.

Обучение городецкой росписи интересно и детям, и взрослым. Начиная все с того же копирования, вы можете продвинуться дальше и почувствовать себя настоящим продолжателем старинного художественного направления.

Какие кисточки нужны для росписи ногтей

Залогом создания аккуратного, красивого рисунка в дизайне ногтей является правильно подобранная кисточка.

В твоем наборе их должно быть несколько. Каждая будет отвечать за определенный тип мазков

Это очень важно при выполнении рисунка в китайской технике со сложными многоуровневыми элементами.

Каждая кисть отличается длиной, толщиной, формой, углом наклона. Можно подбирать как натуральные, так и искусственные кисти в набор.

Кисточки бывают:

  • Тонкие длинные и тонкие короткие для мелких штрихов
  • Плоские не жесткие
  • Кисти с жесткими щетинками для прорисовки текстуры
  • Веерные
  • Скошенные

Для отработки техники рисунка, новичкам можно приобрести тренировочные карты, на которых изображены отдельные элементы росписи. Они позволяют довести штрихи до автоматизма перед работой на ногтях.

Сочетания цветов

В традиционном колорите промысла нет того доминирования цвета, который отличает другие народные направления ремесел в России. Использование цвета сдержанное, но очень продуманное, стройное, изящное.

Уральская роспись по дереву – это следующие особенности:

  • один цвет для всей зелени;
  • один цвет для группы цветов;
  • один цвет для ягод;
  • цвета в росписи контрастируют с цветом фона;
  • разживка белая и используется не всегда, а только там, где для росписи берется темный цвет или присутствует цветной фон;
  • для светлого фона разживка может быть темной (или же двояко-окрашенная кисть переворачивается внутрь белым цветом);
  • черный цвет используется для приписок.

На деревянных разделочных досках (до того безликих) горделиво вышагивают изящные пташки, собираются в аппетитные композиции сочные ягоды, открываются миру пышные майские бутоны. Каждый элемент доски, подноса, деревянной посуды появляется, чтобы радовать, петь гимн жизни и прославлять талантливую руку простого русского человека.

Уральско-сибирская роспись тем полюбилась людям, что простота ее изящна, изображения и мотивы понятны каждому, от работ веет нежностью и трепетом по отношению к делу.

История появления и развития урало-сибирской росписи

Пик миграции русского населения на Урал пришелся на 18-19 столетие. Люди, осваивавшие новые места, были деятельными, активными, ведь только от них зависело, какой будет жизнь в открываемых регионах. Невзирая на многие препятствия (тяжкий труд, проблемы с обустройством), историки считают, что жили здесь люди лучше, чем во многих центральных губерниях.


Популярность промыслу принесла роспись домов

Из поселенцев особо выделялись маляры и красильщики, которые как профессионалы всегда ценились и были востребованы. Считается, что красильный промысел развивался и благодаря грамотности населения. А священнослужители, также переселенцы, открывали храмы в регионе, и школы при них. Так создавался благоприятная почва для явления под названием урало-сибирская роспись по дереву.

Особо прославился промысел росписью домов. Преимущественно занимались этим мужчины, но и женщины могли помогать в непростом творческом деле. Порой над уральской росписью домов трудились целые династии. Красильщики (так называли мастеров) были желанными гостями в каждом поселении, встречали их радостно и тепло. Расписывали дома и снаружи, и внутри. Только около 100 лет назад от росписи внутри дома крестьяне стали отказываться.

Мезенская роспись

Мезенская роспись (или как ее еще называют — палащельская) — это раскрашивание предметов домашнего обихода: ковшей, коробов, прялок, лавок и кухонных столов. Эти художественные традиции появились в низовьях реки Мезень примерно в 1815 году.

Мезенская роспись состоит премущественно из орнаментированных изображений лесных обитателей: оленей и лосей, росомах, лисиц и медвежат. Все изображения обезличены и несут на себе печать статичности. Фризы, сложенные из многократно повторяющихся фигурок, нарисованных в ярких тонах, производят впечатление праздничности и вызывающей роскоши, поскольку красочные полосы орнаментов никак не вяжутся с убогой обстановкой русского жилища. Примитивная прялка, расписанная в мезенском стиле и сверкающая красками в темном углу, лишь подчеркивала запустенье горницы.

Возникновение хохломы

Умение расписывать дерево в золотой цвет без использования, собственно говоря, золота было передано хохломским мастерам от иконописцев-раскольников, открывших это ноу-хау еще в XII веке в тайной глуши лесов Заволжья. Кстати, они же были знакомы с ремеслами, обеспечивающими роспись: токарным делом и искусством древнего орнамента. Возможно, им были знакомы также древние виды росписи,

Крупное торговое село Нижегородской области Заволжья — Хохлома, — словно магнит, притягивала к себе искусных мастеров.

Эта, говоря современным языком, региональная ярмарка для группы деревень по берегам реки Узолы работала не только для внутреннего рынка России. Зажиточные купцы скупали на ней крупные партии ходового товара и везли их на экспорт. Таким образом, рынок Хохломы был «под прицелом» как внутреннего, так и внешнего рынков, а значит, на нем преобладала конкуренция качества над конкуренцией цены. Был создан реальный стимул: умение мастеровитого человека приносило ему ощутимый достаток.

Согласно исследованиям специалистов, в период с XII по XVII века произошло эволюционирование хохломского стиля, в который интегрировались древние нижегородские виды росписи по дереву.

В период с XVII по XVIII столетие хохломской стиль в основном сложился. В наше время его очагами являются:

— фабрика «Хохломской художник», на которой работают мастера из сел Ковернинского р-на (Семино и др.). В их росписях преобладают полевые цветы и лесные ягоды;

— объединение «Хохломская роспись», г. Семенов. Мастера объединения традиционно развивают тему фантастических цветов.

Цвета, орнаменты и их символическое значение

Расписывали пижемские изделия акварельными красками. Использовали художники черный, желтый, красный и зеленый цвета. Основным рисунком промысла был геометрический орнамент. И это одно из главных отличий пижемской росписи от других северных направлений.

Орнамент выполнялся черной краской, для этого могли смешать сажу и смолу лиственницы. Черный орнамент состоял из крестов, ромбов, точек и других элементов. А вот красный и зеленый цвета, хоть и присутствовали в общем рисунке, но использовались фрагментарно, очень дозированно.

Внимание! Часто пижемскую роспись сравнивают с мезенской, но в отличие от своей более известной «родственницы», в пижемской традиции нет ни коней, ни птиц. Она в отношении выбора изображений более аскетична

Прочитать о мезенской росписи и разобраться в ее особенностях, вы сможете благодаря нашей статье: «Мезенская роспись: история происхождения, разбираемся в значениях символов и элементов росписи».

Пижемская роспись проста, ее постигнуть может даже ребенок. Кажется, что оформившийся на русском Севере художественный стиль обходится бесхитростными элементами – кружочками, завитушками, звездочками, ромбиками. Но занимались росписью глубоко верующие мастера, потому символизм ее делает декоративную «перекличку» деталей более осмысленной.

Символизм направления:

  • кресты считались символом тепла, солнца и мужского начала;
  • звезда же обозначала женское начало;
  • прямая линия – это небесная и земная твердь;
  • ромб – земной знак, точки – семена.

Важно! В ту пору верили, что незнание законов может повлечь гнев со стороны природы. Человек, который рисовал эти символы на деревянных изделиях, пытался таким образом защитить себя

Это значит, что символы служили не просто декором, но и оберегом.

Простой на взгляд искушенного зрителя узор был посланием самой природе, мирозданию. Оттого нельзя считать народное творчество незатейливым, упрощенным, доступным каждому. Повторить эти элементы так или иначе смогут многие, а вот вложить в них тот же сакральный смысл под силу далеко не всем.

Изучая народные промыслы, мы не просто прикасаемся к творчеству предков, но и сохраняем их мудрые и всегда актуальные философские послания.

Нижнетагильская роспись

Жостово, конечно, не нуждается в рекламе

А вот его предшественник, известный как тагильская роспись, увы, не так обласкан вниманием

История

Более чем два с половиной столетия назад возникла художественная традиция росписи по металлу. Она обрела мощь и сохранилась, благодаря стараниям Н. Демидова, учредившего на своих заводах школу. То есть полностью самобытной тагильскую роспись не назовешь – ученики обретали навыки и умения под грамотным руководством профессионального художника Албычева. Хотя, безусловно, изначально роспись возникла под влиянием иконописцев-старообрядцев.


Нижнетагильский поднос 1850-1860 гг.

Роспись, которая зарождалась на земле Нижнего Тагила, стала так востребована и благодаря уникальному творчеству братьев Худояровых. К слову, именно работы братьев обрели такую славу, что их творчество увлекло и жителей села Жостово – вот откуда появилась традиция, впоследствии ставшая более знаменитой, чем ее вдохновители.

Мотивы и узоры

Возможно, и не было бы этого промысла, если бы не пластичное и податливое тагильское железо, словно созданное для изготовления подносов. Сначала мода диктовала свое: на подносы художники переносили копии картин. Затем уже начали вырисовываться свои мотивы и узоры.

Мифология и исторические сцены – мастера не боялись таких сложных тем, делая изобразительное повествование содержательным и красочным. Рамку на подносе образовывал золотой орнамент, выведенный по трафарету. Уголки формы венчали вазоны с пышными букетами, а ритмом было выбрано активное движение, композиция всегда четкая, уравновешенная.

Художники неизменно следовали правилам сочетания цветов, которые здесь использовались активно, очень деликатно и гармонично в своем подборе. Это многоцветная живопись по металлу, с учетом мельчайших деталей и вариативностью фона.

Особенности исполнения

Работали тагильские мастера в технике двойного мазка. Впоследствии эту технику возьмут и жостовские художники. Но начинали тагильцы с цировки по цветному фону: такой прием был взят с орнаментации иконописных работ. Поверх золота делали красочный фон, а после того, как краска затвердеет, тонкой иголочкой мастера соскребали краску с золота.

Тагильский лак закреплял всю эту красоту – его состав был гордостью мастеров. Успех обеспечивала точная дозировка ингредиентов и наличие в составе льняного и конопляного масел. В отличие от других лаков, этот обладал особой прозрачностью и завидной прочностью.

Данное видео рассказывает о том, как создается лаковая роспись по металлу.

Этапы создания

Начинают писать поднос с подмалевка, который наносится пальцами. И уже по подмалевку художник работает в технике двойного мазка: на кисть набирается сразу две краски, более светлая оказывается на «носочке» кисти. Так белила ложатся по контуру изображаемого предмета.

Цветы в тагильской росписи пишутся за один прием, такой многослойности, которая сложилась в жостовской традиции, нет. Располагаются цветы тоже свободно, не перекрывая друг друга.

Этапы выглядят примерно так:

  • заполнение фона;
  • композиционный центр – начинают со светлых тонов, каждый элемент прописывается одним мазком;
  • продвижение вглубь изображения, оформление каждого элемента;
  • прорисовка деталей (усиков, веточек, расставление светлых точек);
  • лакировка в несколько слоев.

Начинающие учатся тагильской росписи на бумаге, потом переходят к росписи деревянных изделий (досок, например), а роспись по металлу – это уже более профессиональный уровень.

Современное развитие

Все желающие могут проникнуться духом старинного направления, посетив Нижнетагильский музей подносного промысла. Он расположился в доме тех самых братьев Худояровых.

Развитие промысла не остановилось, художники, которые продолжают традицию, ищут новые пути, техники, темы. Конкретно сейчас главной задачей мастеров является видоизменение традиционной цветочной росписи. Узнаваемый элемент «тагильская роза» становится более индивидуальным. В современное тагильское творчество внедряются элементы многослойной росписи. Мастера возвращаются к изображению копий известных картин.

Как создавали свои шедевры нижнетагильские мастера вы узнаете из статьи: «Тагильская роспись – родоначальник декорированных подносов».

К народным промыслам росписи металлических подносов обращаются художники, дизайнеры, декораторы, черпая идеи для своих коллекций и открытий. Потому так здорово и вдохновенно смотрятся культовые вещи национальной культуры в современных интерьерах.

Что дает роспись стен? Функциональная составляющая

Помимо очевидных декоративных преимуществ, которыми обладает художественная роспись высокого качества, имеет смысл остановиться на конкретных практичных деталях.

Роспись на стенах имеет важное функциональное назначение

Мастер сможет расставить четкие акценты, ненавязчиво заострить внимание на наиболее выигрышной зоне, добиться визуального изменения параметров комнаты, скрыть некачественную отделку стен или замаскировать не совсем удачные особенности архитектуры

Опытный Мастер может все! Ему доступно воспроизведение визуального пространства, наполненного прозрачным воздухом и жизнеутверждающим светом, ощущение «приподнятости», завораживающей высоты, глубины и комфортного зонирования с разграничением на функциональные сегменты. Настенное изображение всегда привлекает взгляды, вызывает восхищение и никогда не надоедает!

барельеф под роспись в Москве

роспись стены с барельефом в Москве

роспись стены в Москве с видом на Таллин

роспись стен бассейна в Москве

бассейн в Москве

барельеф под роспись в Москве

роспись стены в Москве с небольшим рельефом

Художественная роспись стен или фотообои?

Нередко можно услышать мнение, что современные реалистичные фотообои с высоким качеством печати прекрасно заменяют рисунок даже самого талантливого художника. Это и значительно быстрее, и проще, тем более что в специализированных магазинах предлагается большое количество продукции для широкого потребителя с различными сюжетными картинками на любой вкус и кошелек.

Не буду спорить – поклейка обоев действительно не займет у вас много времени, в отличие от трудоемкой и скрупулезной художественной росписи. Но настенная роспись – не ширпотреб! Это творчество, длительный, кропотливый и тонкий труд, требующий не просто высокого мастерства Мастера, но и вложения частички его души. Тогда и только тогда получится действительно уникальный результат.

Что выбрать – решаете только вы сами.

Темперные краски

Классическая роспись по дереву осуществляется темперой. Она изготавливается на клеевом растворе или яичном желтке. Использовалась она еще в древности, потом была вытеснена масляными составами. Именно ею пользовались в иконописи. Даже рисунки в саркофагах фараонов Древнего Египта сделаны темперой.

Темперные краски хорошо разводятся и смываются водой. Они хорошо сохраняют цвет и не трескаются. В тюбиках они не густеют и не загнивают, но для этого нужно их правильно хранить. В домашних условиях готовят яичную или желтковую смесь, в промышленных условиях — акриловую, восково-масляную, клеевую. Сегодня можно приобрести матовые, полуматовые и глянцевые эмульсии. Налажено производство темперных красок в наборах и отдельных тубах. Эту универсальную профессиональную краску используют самые требовательные художники не только для росписи по дереву, но и для пейзажей на холсте, миниатюр на камне.

История появления и развития пижемской росписи

Известно это древнее творческое самобытное направление с 17 века. Центром графической росписи стала северная речка Печора, а также ее притоки Цильма и Пижма (отсюда и название промысла). Староверы, которые устремлялись на эти земли, были переписчиками книг, и светских, и религиозных. Эти книга умельцы украшали красивыми заставками, рисунками и буквицами.


Ложки. Пижемская роспись. XIX в.

А потом часть мастеров принялась за роспись деревянных ложек и иной домашней утвари (кроме прялок – их вотчиной была Мезень). Именно рукописная традиция старообрядцев сказалась на том, какой стала пижемская роспись. Культурологи могут привести огромное количество примеров параллели культовых пижемских узоров и заставок древних книг.

Печора – знакомый исследователям исторический оплот старообрядческой традиции. Здесь жили династии переписчиков, имена которых знала вся округа. Их заслуга в том, что появилась пижемская роспись. И сегодня эту стезю продолжают художники: и профессионалы, и любители. По сей день в их кругу появляются поводы для новых творческих споров. Например, о том, насколько допустимо в пижемской росписи по дереву включать авторские элементы.

Пижемская роспись и выразительная, и познавательная, и информативная. Ольга Шелепеева, народный мастер России, много лет изучает северные росписи Родины. Ее книга о пижемской традиции стала уникальным научно-культурологическим пособием. Ольга Николаевна рассказывает, что и особенная перьевая техника, и знание мастерами архаических и христианских сюжетов, создало невероятно интересный промысел. Исследователь говорит, что у пижемской росписи есть особенная аура. И ее нужно уметь читать, расшифровывать ее послания, чтобы трогала роспись не только глаз, но и сердце.

Увидеть старинную и современную утварь, украшенную пижемской росписью, вы сможете в данном видео.

Расписываем деревянную заготовку своими руками разными красками и учимся закреплять результат

Кто не знаком с разными видами красок, тому будет интересно узнать больше о том, как ими пользоваться при работе с деревом, и какой при этом будет результат.

Гуашь

Гуашь — краска для удовольствия. Она словно создана для работы с простыми сюжетами, легка в нанесении, не растрескивается и не пачкается.

ФОТО: mr-shkaff.ruГуашь наносят на базу, а потом покрывают лаком, давая просохнуть каждому слоюГуашь

Акварель

Акварель – не самый удачный выбор для окрашивания деревянной поверхности. Тем не менее, многие мастера успешно используют её, избегая обещанного набухания дерева от излишней влаги.

Раскрашивают элемент сюжета мокрой кистью без краски, а затем уже наносят цвет. Первым делом расписывают крупные участки и элементы, а затем уже окрашивают мелкие детали и выполняют детальную прорисовку.

ФОТО: gidpokraske.ruЖивопись обретает некую лёгкость и воздушность с плавными переходами от света к тени, но рельефность будет отсутствовать

По окончании окрашивания и высыхании слоя краски, требуется покрытие лаком.

Акварель

Акриловые краски

Акрилом любят пользоваться и начинающие, и опытные мастера. Краска очень легко ложится на дерево, не растекается и выглядит очень ярко.

ФОТО: ampottery.comПлюсом является отсутствие необходимости лакировать поделку, если она просто декоративнаяАкриловые краски

Масляные краски

С маслом новички работают редко. Их нужно уметь разводить посредством олифы или льняного масла, а только потом приступать к творчеству.

Масляные краски дают очень стойкую и яркую палитру. Они подходят для любого вида живописи. Сохнуть изделие будет долго, особенно, если краска разводилась льняным маслом. Это самый долговечный вариант окрашивания.

Масляные краски

Анилиновые краски

Бюджетно будет использовать анилиновые краски. Ими можно окрасить разные предметы из дерева, особенно часто их берут для росписи сувениров.

ФОТО: store.russianarts.onlineРисунки получаются сочными, яркими, а работа не сулит никаких сложностей. Перед их нанесением нужно дважды прогрунтовать основу

К сожалению, с течением времени анилин способен выгорать, поэтому изделия не ставят под прямые солнечные лучи или покрывают лаком с функцией защиты от ультрафиолета.

Анилиновые краски

Темперные краски

Темпера – люксовая краска, которая даёт возможность создать истинный шедевр. Ею окрашивают те предметы, которые можно даже передать по наследству, сделать особенный подарок кому-то дорогому.

ФОТО: rubankom.comТемпера делается на основе яичного желтка или растворе клея

Краска после высыхания уже не смывается и не растрескивается. Состоит краска из эмульсии и красящего пигмента.

Темперные краски
Темперные краски

Основные элементы вологодской росписи

Привлекательная особенность вологодской школы – удачная комбинация выраженной декоративности и реалистичности изображения природы. Классические образцы направления – это лаконизм широких, схематизирующих графических определений. Если есть контур, то контур смелый и твердый, если яркость и перекличка цветов – то уверенная, неслучайная в выборе мастера.

Базовые элементы:

  • цветы и плоды – символы богатства, урожая и текучести жизни (цветет и плодоносит – значит, жизнь идет, мы продолжаемся и развиваемся);
  • лев – хранитель, сакральный страж богатства хозяина, верный служка и второе «я» хозяина;
  • птицы – и покровительство высших сил, и надежда на завтра (связанная с приходом весны как символа пробуждения и продолжения), и носитель добрых вестей, и семейный оберег.

Символика схожа по значению, а вот техническое отображение отличается в зависимости от школы и способа нанесения рисунка. Потому вологодская роспись – это не узкий перечень черт и деталей, это регионально обозначенный промысел с множеством ответвлений, самобытных и заслуживающих отдельного изучения.

Цвета

Излюбленные фоны мастеров – яркий зеленый или мощный красный. Встречается и фон глубокого синего цвета, порой проскакивает и черный. Господствует в колористическом решении промысла ярко-желтый хром, е уступает киноварь. Синий и зеленый, а также «разбеленные» розовый и голубой применяются для рисования узора. Детали прорабатывают черным или белым — динамичность изображению придает «оживка».

В описании городецкой росписи обязательно указывается ее красочность, отсутствие строгой цветовой доминантности, использование «разбеленных», а не строго «чистых» цветов. Рисунок высоко информативен, детализирован, его можно «читать».

Пижемская ложка

Есть мнение, что народные традиции не дают мастеру «разбега», что ему приходится следовать канону. Но так может сказать только ненасмотренный в плане народного творчества человек.

Если посмотреть, например, на 2 пижемские ложки (одна авторства сына, другая – отца), можно заметить, что мастерам удалось сохранить индивидуальный почерк. И при этом традицию они не нарушили. Тем и интересно это уникальное направление: в художественных мелочах кроется чья-то история, собственный взгляд, способы самовыражения.

Изготавливались пижемские ложки ручным способом, топором да ножом резаком. По форме, размерам и назначению ложки делились на 2 типа. Те, что предназначались для еды, назывались «пижемки». Это очень изящные по пропорциям и форме предметы. В качестве поварешки использовались «ластовицы», то есть черпаки.

Особенности ложек:

  • верхнюю часть предмета делали обычно в виде вытянутого овала, по глубине не самого большого;
  • могла верхняя часть ложки иметь и каплевидную форму, которая органично сочетается с плоским черенком;
  • от черенка в лопастку шел горбоносый переход;
  • у «ластовиц» функция иная, нежели у «пижемок», потому и размером она была побольше, и верхняя ее часть была более глубокой;
  • ручка «ластовицы» была несколько изогнутая, круглая, заканчивающаяся крючкоподобным завершением для подвесной цели.

И тот, и другой вид пижемской ложки за столетия практически не изменился. Современные мастера изготавливают эти изделия все тем же дедовским способом. Хотя, как и раньше каждый художник имел свои, пусть и едва заметные особенности росписи, так и сегодня мастера стараются сплотить традицию и индивидуальность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector