Витраж на стекле своими руками. как нарисовать витраж на стекле
Содержание:
Необходимые материалы
Начинающий мастер может сделать витраж своими руками в домашних условиях, но ему следует отдавать предпочтение наиболее легким и доступным технологиям. Их существует много. Необходимые материалы можно найти в художественных салонах и специализированных магазинах. Доступные на сегодня методы создания витражных картин следует сравнить, прежде чем выбрать подходящий. Наиболее доступными считается заливная контурная техника и расписной витраж. Чтобы выполнить такую работу, понадобятся терпение, аккуратность и специальные краски.
Можно приобретать акриловые краски или специальные витражные. В составе акриловых присутствуют три основных компонента. К ним относят:
- воду;
- пигмент;
- акриловую эмульсию на основе полимерных материалов.
Приобрести их можно в банках и тубах. Акриловые краски отличаются тем, что сохнут достаточно быстро, после чего приобретают упругую структуру и стойкость. Они не боятся влаги и температурных перепадов. Когда такое покрытие высохнет, убрать его будет проблематично. Даже наждачная бумага не справится с такой задачей. Готовое покрытие яркое, имеет матовую текстуру. С течением времени такой материал не тускнеет. Он не выгорает под воздействием лучей солнца. Допускается смешивание различных красок. Кисть необходимо мыть водой после каждого использования. В случае засыхания краски придётся мыть его растворителем.
Витражные краски делятся на обжигаемые и необжигаемые. В первом случае материал нагревается в духовке, становится твердым и стойким перед механическим воздействием. Режим обжига указывается производителем. Если не произвести обжиг, то за 7 дней краски высохнут и станут достаточно крепкими. До этого есть вероятность их смазать. Это краски, имеющие водную основу, поэтому разводить их следует той же жидкостью.
Необжигаемые краски могут отличаться по своим характеристикам в зависимости от производителя. Для их высыхания требуется 1−3 дня. Чтобы закрепить узор, необходимо нанести нитролак одним слоем.
Отдельные мастера используют в работе краски, сделанные самостоятельно. Можно приготовить такие материалы, воспользовавшись тем, что продаётся в строительных магазинах. Здесь возможно несколько вариантов красок:
- Из клея БФ-2. Смешивают клей с ацетоном в соотношении 50 на 50, добавляют любой пигмент на основе спирта. Можно использовать пасту для шариковой ручки. Смесь готовят в стеклянной ёмкости, пробуют ее тоже на стекле. Можно добавить краски по необходимости, чтобы смесь приобрела определённую яркость и цвет.
- С нитролаком. Для разведения этого соединения используется растворитель 647. Смешивать компоненты необходимо в комбинации 1 к 0,4. Цвет передается строительным колером. Его необходимо добавлять по чуть-чуть, пока не будет достигнута определённая интенсивность оттенка.
- На основе желатина. Берут стакан горячей воды и доливают 5 г желатина. У смеси должна получиться консистенция клейстера. После этого добавляют краситель для ткани. Готовый рисунок следует закреплять при помощи нитролака.
Не только краски требуются для работы.
Цвет и свет
Витраж — это в первую очередь не послание, а впечатление. Мозаика из разноцветных стекол заливает храм красными, синими, зелеными, фиолетовыми лучами, пускает цветные зайчики, напоминающие драгоценные камни, по полу и сводам, алтарям и скульптурам в нишах, креслам каноников и надгробиям.
Фрагмент картины Яна ван Эйка «Мадонна в церкви». Около 1438–1440 годов
Сияние витражей уподобляло храм Небесному Иерусалиму — как сказано в Откровении Иоанна Богослова, стены этого града, который будет явлен Богом после конца света, будут украшены ясписом, сапфиром, сердоликом, хризолитом, аметистом и прочими каменьями. Там не будет нужды «ни в солнце, ни в луне для освещения… ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец», то есть сам Христос.
1 / 2
Церковь в Рокамадуре. Франция Фотография Михаила Майзульса
2 / 2
Собор Нотр-Дам в Шартре. Франция Фотография Михаила Майзульса
Средневековые богословы видели в солнечном свете и драгоценном сиянии витражей символ незримого божественного света, который объемлет весь сотворенный Господом мир и связывает Церковь (и каждую конкретную церковь) с Небесами. Могущественный аббат Сугерий, «отец готики» В 1122 году Сугерий стал аббатом монастыря Сен-Дени, усыпальницы французских монархов. Он был не только одним из самых влиятельных прелатов того времени, но и ближайшим советником двух королей: Людовика VI и Людовика VII. Когда Людовик VII отправился во Второй крестовый поход (1147–1149), аббат стал регентом королевства. Перестроенная по инициативе Сугерия базилика Сен-Дени стала первым образцом готического стиля., перестроивший в середине XII века аббатство Сен-Дени и украсивший базилику множеством витражей со сложными аллегорическими сюжетами, явно недоступными для «простецов», писал, что свет, проходящий сквозь цветные стекла, как и блеск драгоценных камней, помогает душе вознестись к источнику истинного света — к Христу. Канцлер Шартрского собора Пьер де Руасси, живший в XIII веке, считал, что образы, созданные из стекла, — это божественные писания, поскольку они направляют лучи истинного солнца, т. е. самого Господа, внутрь храма и там озаряют сердца прихожан.
В XIII веке на французских витражах — а именно Франция, породившая готику, долго задавала архитектурные вкусы в большей части Европы — господствовали насыщенный красный и темно-синий цвета. В середине того же столетия в моду стало входить бесцветное стекло, где рисунок выполнялся в градациях серого (гризайль). С начала XIV века мастера научились придавать отдельным фрагментам прозрачного стекла (например, нимбам святых или коронам монархов) желтый цвет, так что в позднем Средневековье множество витражей выдержано в бело-серо-желтой гамме.
Техники изготовления
Что такое витраж. Так называют особое соединение цветных частичек стекла. Это узорные картины, которые просвечивают на свету. Их изготавливают либо на стекле, либо из него.
Чтобы картины смотрелись красочно, их нужно устанавливать так, чтобы свет проходил сквозь стекло. Применять их могут также, чтобы разделить пространство или спрятать какие-то детали от постороннего взгляда.
Чтобы изготовить стеклянное полотно, не потребуется специальных знаний, но аккуратность при выполнении работы понадобится. Главное – набить руку путем тренировок в работе со стеклом. Существуют различные виды витражей в зависимости от техники производства. Рассмотрим популярные виды технологий.
Классическая
Классический витраж – это самый древний способ родом из средневековья. Его чаще всего применяли при отделке соборов, храмов и прочих культовых зданий. Если вы посетите замки или усадьбы европейских государств, вам удастся увидеть образцы в классическом стиле воочию. Сегодня появились новые материалы, инструменты, которые значительно облегчили труд мастеров.
Изготовление витражей проводится в несколько шагов:
- рисуются эскизы;
- создается из стального профиля узор;
- в готовый профиль устанавливают стеклянные части и спаивают стыки;
- готовый классический витраж расписывается.
В качестве материалов для профиля можно взять латунь, медь или свинец.
Английская или пленочная
Этот вид является самым современным и бюджетным. При его использовании основываются на тонировке стекла пленками, по контуру закрепляют металлическую кайму. Для работы берется листовое стекло, благодаря этому пленочный витраж получается легким и ровным.
Это скорее имитация, которая создается в несколько этапов:
- изготовление эскиза рисунка;
- нанесение на поверхность узора;
- специальной лентой прокладывается контур для рисунка;
- нанесение пленки на участки.
Эта техника дает возможность сделать большие размеры витражей на стекле.
Фьюзинг
Производство изделий при спекании деталей из стекла во фьюзинговой печи. Это относительно новая техника, но встречалась она еще во времена фараонов.
Изделие изготавливается в несколько шагов:
- создание рисунка;
- раскройка деталей из стекла по эскизу;
- соединение заготовок;
- спекание в печи.
В процессе обжига стекла нагревается до 900 градусов, при этом их края сплавляются в единое целое. Далее выдерживается некоторое время определенная температура и резко понижается, для этого приоткрывается крышка печи. Затем происходит остывание (отжиг) при 580 градусах, завершает все полное охлаждение. Фьюзинг помогает создавать рельефные многослойные картины.
Пескоструйная
Появилась в 19 веке. В процессе работы удаляется слой со стеклянной поверхности абразивным путем при помощи песка и сжатого воздуха. Используя шаблон, на поверхности можно получать разнообразные рисунки для дальнейшей работы.
Технология изготовления заключается в следующем:
- подбор эскиза;
- создание шаблона;
- фиксация на поверхности стекла трафарета;
- обработка пескоструем;
- нанесение гидрофобного лака для защиты.
Расписной вариант
Этот способ самый популярный в современном дизайне интерьеров и представляет собой имитацию витража.
Выполняются работы в такой последовательности:
- в натуральную величину создается эскиз будущего изделия;
- изображение переносят на стеклянную поверхность;
- контурными красками прорисовываются контуры;
- после высыхания стеклянные элементы закрашиваются специальными красителями.
Можно применять специальные витражные краски своими руками или красители под обжиг, которые предполагают термическую обработку. Такая техника дает возможность работать в любом стилистическом решении.
Контурная заливка
Это востребованный вариант в стиле качественной имитации. В основе лежит создание полимерного контура, напоминающего металлический профиль.
Для изготовления нужно выполнить следующие действия:
- создаются эскизы витражей в полную величину;
- подготавливается поверхность, обезжиривается;
- расположив рисунок под стеклом, на него наносят контуры;
- после высыхания части заполняются лаком или краской;
- оставляется для просушки на 24 часа.
Такие изделия долговечны, хорошо переносят атмосферные воздействия.
Фотопечать
Фотопечать на стекле включает в себя общее название имеющихся нескольких разных техник переноса изображений на твердую поверхность. С появлением этой техники значительно расширились возможности дизайнеров при оформлении интерьера. Рисунок можно печатать как на специальной пленке, которая впоследствии клеится на ее поверхность, так и на твердой основе. Соответственно, первый вариант называется прямой печатью, а второй – изготовлением фотопечати на стекле. Каждый вариант имеет свои отличительные особенности. К примеру, иногда на поверхность наносится лак или другая основа для прямой фотопечати, в то время как для печати на пленке можно применять как матовую, так и прозрачную пленку.
Особенности технологий фотопечати:
- Прямая фотопечать – изображение печатается на стеклянной поверхности любой фактуры и любого размера при помощи специального принтера. Для создания подобного витража применяются специальные краски, способные под воздействием ультрафиолетовых лучей и высоких температур глубоко проникать в толщину стекла и достичь высокой детализации и яркости рисунка с условием максимально высокого разрешения картинки.
- Пленочная – представляет собой наложение полноцветного полиграфического изображения на пленку с дальнейшим ее наклеиванием, используя полимерный клей. Затем под воздействием ультрафиолета клей отвердевает, что способствует прочному соединению пленочного изображения со стеклом.
- Триплексная – в основе данного вида печати положен пленочный метод, где рисунок также наносится на специальную пленку, затем готовый фоторисунок оказывается между двух листов стекла. Представляет собой наиболее надежный и прочный метод фотопечати, т.к. изображение защищено с обеих сторон стеклом.
Главными преимуществами техники фотопечати являются быстрые сроки изготовления, а также возможность имитации классических витражей, экологичность и сравнительно низкая стоимость.
Лидирующие производители витражной пленки
Рис. 13. витражная пленка
Витражная пленка – основной компонент для создания цветной мозаики, поэтому к ее выбору стоит отнестись с особой серьезностью. Лучше всего обратиться к продукции известных производителей, которую удобно заказывать через интернет. Такие фирмы нередко дают гарантию на свою продукцию, указывая сроки эксплуатации материала, в течение которого он не потеряет первоначального внешнего вида.
Decra Led
Рис. 14. лого Decra Led
Decra Led – это английская компания, которой принадлежат лавры изобретения технологии пленочного витража. Именно здесь в 50-х годах прошлого века начали создавать пленку. Не только витражную, но и свинцовую. Фактически, компания создала технологию пленочного витража с нуля и внедрила ее в широкие массы. По сегодняшний день фирма держит марку и остается в ТОПе самых популярных марок товаров для создания витражей из пленки.
На производстве используются только качественные материалы, что позволяет давать гарантию на готовую продукцию. Изделия этой фирмы не потрескаются холод, не поплывут в жару. Они не деформируются в период эксплуатации, а мыть их можно обычными моющими средствами. Хотя при приклеивании нельзя использовать средства с содержанием силикона, на который витраж это не приклеится.
3M
Рис. 15. Логотип 3М
ЗМ, или торговая марка Scotchcal, – это компания по изготовлению графических пленок в основном для наружного применения: витрины, табло, стенды. Свою популярность компания завоевала за счет минимальных требований при наклеивании на стекло. В большинстве случаев создание витража возможно только при температуре не ниже +10 градусов. Это оптимальная температура для работы с водой и самоклеющейся пленкой. Однако продукция от 3М – это возможность работать при температуре от 4 градусов выше 0. При этом на качество витража работа при такой температуре никак не повлияет.
D-c-fix
Рис. 16. логотип D-C-Fix
Компания D-C-Fix находится в Германии и занимается выпуском высококлассной многослойной витражной пленки. Благодаря четырехслойной технике готовая продукция устойчива к неблагоприятным погодным условиям, перепадам температур и механическим повреждениям. Такая структура позволяет значительно расширить перечень доступных расцветок и фактур. Пленка этого производителя – это удачный тандем высокого качества и разнообразия.
KT-Exclusive
Рис. 17. logo KT-Exclusive
KT-Exclusive известна, в первую очередь, как производитель настенных покрытий. Это бумажные и тканевые обои. Однако фирма не ограничивает себя в применении материалов, поэтому относительно недавно ввела в производство и витражную пленку. Всего за несколько лет концерн смог добиться высоких результатов по продажам, благодаря высокому качеству изделия и приемлемой стоимости товара.
Armolan
Рис. 18. лого Armolan
Armolan – американская компания, которая делает акцент на оконные пленки, хотя витражную мозаику можно наносить и на другие поверхности. Это один из самых больших концернов в мире, а производитель не только дает гарантию на пленку для псевдо-витража, но и периодически запатентовывает новые способы модернизации производства. Одним из примеров является защитный состав, который наносится поверх продукции, чтобы избежать появления царапин при случайном механическом воздействии. Также здесь разработано особое покрытие против выгорания. Товары это компании переносят температуру до +80 и -40, так что картинка на стекле не станет отслаиваться из-за плохих погодных условий.
Как сделать витражное окно на даче своими руками
Мы живем в счастливое время, когда большинство из нас имеют загородные дома — дачи, домики в деревне, шикарные особняки и т. д. Кто-то наведывается туда только в летние выходные; кто-то, устав от суеты больших городов, переезжают жить поближе к природе насовсем; а кто-то и вовсе городской жизни даже не знает. Но я уверена, что мы все одинаково любим свои дома и стараемся по мере сил украсить их резными наличниками или ковкой, красивыми шторками и лоскутными одеялами.
Я же предлагаю еще один достаточно простой и доступный способ декора — витражное окно.
Материалы: стекло (133*77 см), черная контурная краска Gallery Glass 59 мл, 5 контуров для стекла фирмы «Гамма», 12 тюбиков витражных красок фирмы Plaid по 59 мл, жидкость для имитации травления стекла фирмы Plaid 236 мл.
Изначально было окно над лестницей. Оно выходит на восток, на соседский участок, где предполагается строительство, так что живописного вида не предвидится еще несколько лет.
Когда я задумала сделать витраж, я решила, что мне хотелось бы сделать что-то в стиле модерн. В интернете я нашла замечательный витраж старого Петербурга, который располагался (надеюсь, что и по сей день) по адресу: 7-й Красноармейская ул., д. 7.
Определившись с рисунком, я сделала эскиз на миллиметровке в натуральную величину. Мне нужен был размер 133-77 см. Перед работой стекло надо хорошо вымыть и обезжирить. Я использовала ацетон. Чтобы не оставались отпечатки пальцев и обезжиренный слой не нарушился, в дальнейшем я работала в тонких латексных перчатках.
Изначально, я хотела использовать только краски фирмы Plaid, но что касается контуров, то моего терпения хватило только на 1 тюбик этой фирмы. В дальнейшем у меня ушло 5 черных контуров для стекла отечественной фирмы «Гамма»
После того как контур высох, заполняем его красками. Краски бывают прозрачные после высыхания и не прозрачные. По-хорошему, предварительный эскиз надо делать в цвете, и уж точно заранее опробуйте все краски, которые наметили для витража. Краски в сыром и высохшем виде сильно отличаются даже по цвету.
Совет. Рисунок лучше начинать с середины. И не надо стремиться сделать все за один раз.
Если во время заполнения на поверхности краски появились пузырьки воздуха, аккуратно проткните их иголкой.
В этой работе, помимо витражных красок я использовала жидкость для травления стекла. Наносила я ее в хаотичном порядке, после высыхания создается эффект мутного отпескоструйного стекла.
Не бойтесь экспериментировать. Краски прекрасно сочетаются друг с другом. Я даже смешивала краски и жидкость для травления, получилось очень красиво.
Делайте перерывы в работе. Краска сохнет около 2 дней. У красок есть синтетический запах, так что не рекомендуется спать с помещении с «сырым» витражом.
Я уже говорила, что сырые краски и высохшие сильно отличаются Вот пример сырых красок.
А вот и готовый витраж. Уже вставленный в раму и закрепленный в нише окна.
Результатом я довольна. Витраж я посвятила маме. В отличие от меня, она мечтала о витражном окне всю жизнь Мечты сбываются!
Надеюсь, что мастер-класс вам понравился и вы вдохновитесь на реализацию своих идей. Кстати, на этот витраж меня вдохновил в свое время мастер-класс по росписи двери Сычевой Ирины , за что ей отдельное спасибо!
Материал и инструменты
Вы можете расписать своими руками панно, часы, стаканы, графины, вазы, стеклянные поверхности в кухонных шкафах, на дверях, окнах. Для начала выбирают несложный рисунок. Делают небольшой эскиз. Можно с понравившейся картины (фото 4), бокалов (ф.5), вазы (ф.6). Для создания витражной композиции вам понадобится:
- рабочий материал для росписи;
- краска по стеклу витражная;
- кисточки (лучше применять для каждого цвета отдельную кисть);
- трафарет или облюбованный рисунок;
- акриловый контур;
- иголка, ватные палочки, зубочистки;
- растворитель;
- тканевая салфетка.
ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:
Витражи на окнах — престиж и современность
Фото 1 — Витраж оконный с павлином Фото 2 — Роспись по стеклу Фото 3 — Витраж с веткой сакуры Фото 4 — Витраж с ласточками
Ход работы
Рабочую поверхность нужно очистить и обезжирить средством для снятия лака, спиртом или одеколоном.
Картинку приклеивают с изнанки рабочей поверхности двухсторонним скотчем или пользуются готовым трафаретом для витражей на стекле. Далее наносится контур рисунка обычным маркером или косметическим карандашом.
Очертания усиливают с помощью специального акрилового контура. Для его полного высыхания уходит 1-2 часа.
Внимание! Основной контур должен быть сплошным (без случайных пропусков), чтобы красящий материал не нашел свободного проема для вытекания. Когда контур высохнет, можно заниматься заливкой рисунка витражной краской по стеклу
Эта работа выполняется с помощью кисточек или специальных дозаторов
Когда контур высохнет, можно заниматься заливкой рисунка витражной краской по стеклу. Эта работа выполняется с помощью кисточек или специальных дозаторов.
Раскраска и выбор цвета осуществляется по предложенному рисунку или по желанию мастера. Готовый витраж должен хорошо просохнуть в течение 1-2 дней.
В зависимости от предмета раскрашивания и его условий применения, готовый витражный шедевр можно защитить прозрачным нитролаком.
Какая лучшая краска по стеклу витражная?
Для того, чтобы расписать стеклянные поверхности красками, имеется масса технологий и множество разных красок. Краски для стекла (ф.7) изготавливают с разной основой:
- акриловой;
- водной;
- нитро.
Фото 5 — Роспись бокалов Фото 6 — Художественная роспись на вазах Фото 7 — Краска по стеклу витражная Фото 8 — Трафарет для витража яблоня с яблоками
Водные краски часто используют в детских работах. Их можно использовать в витражах с «обжигом» в печах. Такой материал отличается экологичностью и отсутствием резких запахов.
Нитрокраски быстро сохнут и не меняют окраса. Их не надо обжигать, но потребителей отпугивает запах растворителя.
Самым приемлемым красящим материалом для стеклянных поверхностей считаются акриловые витражные краски по стеклу. Они отличаются:
- яркостью и насыщенностью цвета;
- отсутствием неприятного запаха;
- консистенцией, текстурой, добавками;
- простотой работы;
- возможностью смешивания между собой для получения интересных колеров;
- длительностью эксплуатации без дополнительного обжига;
- разными производителями;
- невысокими ценами.
Можно также приготовить красящие элементы для витражей самостоятельно. Для этого пользуются обычными художественными красками с добавлением клея ПВА.
Различные трафареты для витражей на стекле
Для того, чтобы выполнить уникальную витражную композицию, потребуются готовые трафареты для витражей на стекле. Их можно распечатать на принтере, нарисовать на миллиметровке, ватмане, картоне. Кроме этого, можно воспользоваться детской раскраской или любой картинкой, остатками обоев. В продаже также имеются готовые трафаретные рисунки
Обратите внимание на интересные заготовки на фото 8, 9. С помощью трафаретов для витражей на стекле создаются уникальные композиции, которые смогут оживить любой дизайн
ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:
Делаем самостоятельно витраж на потолке
Вывод
Нет ничего недоступного для человека, который желает творить, создавать уникальные композиции. Составление витражей – очень интересное и полезное занятие, которое дает реальные результаты.
Расписанные бутылки, вазы, стаканы – неплохой подарок.
Витражные композиции на зеркалах, окнах, дверях, перегородках – прекрасное дизайнерское решение при оформлении кухни, комнат, балконов, террас, веранд…
Как возникло витражное искусство
В отличие от фресок, которыми украшали стены храмов по всему христианскому миру и далеко за его пределами, или мозаик, в которых так преуспели византийские мастера, витраж — типично западное искусство. Он, конечно, прежде всего ассоциируется с — с ее огромными стрельчатыми окнами, которые возникли в XII веке благодаря инженерным новациям, позволившим эффективно перераспределять вес сводов, и со временем становились все выше, шире и ажурнее. Однако на самом деле история витража уходит еще в раннее Средневековье. К 1100 году, когда в архитектуре господствовал , цветные стекла с фигурами уже, видимо, были довольно обычным делом (правда, от той эпохи их дошло крайне мало).
На первых порах витражи в основном украшали монастырские церкви; позже самые масштабные окна изготавливались для городских соборов. Собор, главный храм епархии и резиденция ее епископа, чаще всего был самым большим зданием в городе и воплощал не только мощь Церкви, но и богатство местных жителей, которые смогли его возвести, желательно перещеголяв соседей. Со временем цветные стекла «с историями» стали доступны и простым приходским храмам, а в позднее Средневековье небольшие витражные медальоны (на религиозные и мирские сюжеты) появились на окнах городских ратуш и даже особняков состоятельных бюргеров.
1 / 3
Беспечный в нищете. Нидерланды, 1510–1520 годыThe Metropolitan Museum of Art
2 / 3
Святой Дунстан Кентерберийский. Нидерланды, 1510–1520 годыThe Metropolitan Museum of Art
3 / 3
Ванитас (суета сует). Нидерланды, 1510–1520 годыThe Metropolitan Museum of Art
В Шартре, Париже, Бурже, Амьене, Реймсе, Кентербери, Аугсбурге, Праге и многих других городах Франции, Англии или Священной Римской империи соборы могли похвастаться десятками витражных окон, каждое из которых заключало несколько десятков различных сцен. В соборе Нотр-Дам в Шартре, который сохранил самый полный набор витражей второй половины XII — первой половины XIII века, площадь средневековых стекол составляет более 2000 м² (для сравнения: площадь огромной картины Александра Иванова «Явление Христа народу» — около 40 м²).