Изготовление витражей на цветном стекле своими руками

Разбираемся с видами и типами: витражи на стекле своими руками

Если вы приняли твердое решение изготовить витражи своими руками, значит нужно сперва изучить о них информацию максимально внимательно. Причем в типах и видах таких декоративных элементов также придется разобраться, ведь делаются они в различных техниках, которые могут требовать не только применения разнообразного оборудования и материалов, но также различной подготовки. Потому прежде, чем искать информацию, как делать витражи, давайте разберемся, какими же они вообще могут быть.

Невероятный фьюзинг: витражное стекло, что своими руками не изготовишь

Как ни крути, но наиболее сложной техникой изготовления витражей является именно фьюзинг, для которого не применяется ни краска, ни металлическая проволока, а просто цельное стекло, с нанесенными на него, опять же, стеклянными элементами разного цвета. Для того, чтобы картина не распадалась, ее прокаливают некоторое время в печах при определенном температурном режиме, после чего она спекается.

Причем границы разноцветных элементов при такой технике создания витража могут быть четкими, а могут растекаться или даже наслаиваться одно на другое, создавая плавные переходы. Все это будет зависеть от времени и температуры в печи. Естественно, чтобы повторить подобную процедуру дома, то есть повторить изготовление витража своими руками в технике фьюзинг, нужно купить специальное оборудование, да и без обучения обойтись будет очень затруднительно.

Витражи на окнах своими руками по технологии Тиффани: берем в руки паяльник

Разбираясь, как делать витражи своими руками, следует обратить внимание на технику, которая носит имя своего создателя. Суть методики заключается в том, что каждый отдельный кусочек стекла крепится при помощи специальной проволоки и пайки

Однако в домашних условиях и тут возникнет большое количество затруднений при изготовлении подобного элемента декора.

Во-первых, нужно будет не только точно разрезать стеклянные участки на части, но также подогнать их края при помощи наждака. Также металлическая проволока может потребовать лужения, так как она не всегда поддается пайке с первой попытки. Кроме всего, нужно будет купить паяльник, который стоит довольно дорого, если вы хотите, чтобы он служил долго и без поломок.

Пленочные узоры и витражные краски: наиболее простые и доступные варианты

Наиболее доступный способ сделать витраж своими руками, это применение специальной витражной пленки или красок, которые также предназначены для создания уникальных картин. Такие витражи можно делать по собственным эскизам, а также по шаблонам, скачанным из сети интернет. Для пленки вам потребуется сам материал, также клеящаяся свинцовая полоска, ножик и шаблон. Действовать придется очень аккуратно, все четко отмеривать, иначе картинка будет неаккуратной. Приглаживать пленку к стеклу лучше всего при помощи специального силиконового валика.

Во втором варианте все гораздо проще, причем подобную технику освоить может каждый. Для приобретения оборудования и материалов не потребуется вложения больших средств, а все работы можно проводить прямиком у себя дома

Нарисованное специальными красками, витражное окно своими руками не отличить от фабричной работы, выглядит оно великолепно, так что стоит обратить внимание именно на данный метод создания такого декоративного элемента

Имитация витража на стекле с помощью пленки (пленочная аппликация)

Пленочный витраж, исполненный в виде аппликации пленки представляет собой самый эффектный и относительно недорогой в исполнении способ декорирования поверхностей.

Технология заключается в наклеивании на стекло или зеркало (любую основу) узоров, вырезанных в виде трафарета из полимерной пленки. Пошагово алгоритм представляет собой следующее:

  1. Из множества векторных рисунков выбирается подходящий для декора. Те мастера, которые владеют навыком работы с соответствующими программами, могут отрисовать рисунок самостоятельно или отредактировать любое изображение.
  2. Далее, с помощью ПО и плоттера, на цветную полимерную пленку типа OPACUL наносится макет узора, изображения или отдельных его частей, в соответствии с размерами заготовок из стекла, зеркал.
  3. Полученные шаблоны аппликации подготавливаются к поклейке имитации витража на стекле своими руками с помощью плоттерной резки.
  4. Перед поклейкой трафарета, поверхность тщательно очищается мыльным раствором и обезжиривается. Готовые пленочные аппликации имитации витража переносятся на декорируемую поверхность, на стекло или зеркало. Многие мастера предварительно смачивают поверхность для лучшего разглаживания пленки без морщин и заломов.
  5. Для защиты изображения от внешних факторов, поверхность готового пленочного витража покрывается прозрачной пленкой. Далее заготовку устанавливают мебель. Обычно их используют для декора раздвижных дверей купе и перегородок, а также украшения распашных фасадов кухонь и другой корпусной мебели.

Имитация витража на стекле своими руками может быть воспроизведена и на других гладких и непрозрачных поверхностей. Строго говоря, рисунок несколько напоминает декупаж и может быть сделан на деревянных поверхностей, ламинированном ДСП, МДФ и других материалах.

Достоинства и недостатки витражей

Декоративная композиция из стекла привлечет внимание профессионалов и простых обывателей. Яркие краски, преломленные солнечные лучи, стильный либо классический рисунок заставит задержать взгляд на стеклянной мозаике

Однако, цветные панно имеют как достоинства, так и недостатки.

Витражи в интерьере станут средством визуального расширения пространства.

Достоинства витражей:

  1. Цветная мозаика придает эстетичный вид помещению внутри и снаружи.
  2. Витражи устойчивы к коррозии и не промерзают.
  3. Если мозаика состоит из отдельных фрагментов, их при необходимости можно заменить.
  4. Яркое панно, установленное в оконном проеме, заменяет шторы и гардины и зрительно увеличивает объем помещения.
  5. Мозаики не горят и не плавятся, то есть, пожаробезопасные.
  6. Такой вид остекления признан экологически чистым.
  7. С помощью витража неприглядному зданию можно придать современный, нестандартный образ.
  8. И самое главное: созданный своими руками витраж подчеркивает индивидуальность жилища и художественный вкус хозяина.

Изначально витраж представлял собой тщательно подобранные кусочки стекла, соединенные между собой металлическими перегородками.

Однако, у декоративного панно есть и недостатки. Правда, их намного меньше.

  • Мозаика, выполненная акриловыми красками, требует специальной термообработки.
  • Витраж хрупкий, как любое стекло.
  • При остеклении больших площадей (здание офиса), нужно учитывать устойчивость к ветровым нагрузкам и сейсмоактивность района.
  • Сферические формы мозаики не прочные.
  • В сборных витражах невысокий процент прочности. Для больших площадей лучше применять пленочные или заливные панно.

Вариантом классического витража называют стиль Тиффани.

Как делается витраж

Настоящее производство основано на сборном варианте кусочков разноцветных стёклышек. Такая технология не изменилась со дня своего основания. Делается это методом скрепления стеклянных кусочков свинцовой лентой. Сделать подобное в домашних условиях попросту нереально:

  • во-первых, само по себе витражное стекло очень дорогое;
  • во-вторых, необходимо иметь специальные инструменты;
  • в-третьих, нужно уметь вырезать стеклянные детали по шаблонам;
  • в-четвёртых, у человека должен быть опыт работ по соединению деталей свинцом — запаиванием.

Даже если получится собрать панно, не факт, что в следующий раз будет также просто. Этот метод считается классическим и под силу только опытным мастерам.

Классический метод берёт своё начало в стеклянной мозаике. У них много общего, например, слово «смальта». В мозаике так называют фрагменты, из которых набирается всё панно. Позже этим словом стали обозначать части витражного рисунка.

Итак, начинается работа с нанесения рисунка на стеклянную поверхность.

  1. Вторая аналогичная картинка понадобится для изготовления фрагментов.
  2. Каждая смальта или фрагмент обрамляется свинцовой лентой, П-образной формы. Вместо свинца может использоватся медь, латунь или олово.
  3. Обрамлённые кусочки выкладываются на первый эскиз и соединяются между собой припоем.
  4. На готовый стеклянную картинку сверху по периметру накладывается латунный уголок. Уголок также пропаивается, чтобы завершить композицию.
  5. Готовый витраж вставляется в оконную или дверную раму.

Если панно будет иметь подсветку и висеть на стене, смальты должны быть с другой стороны матовыми.

Современные технологии позволяют при помощи пескоструйки делать любые узоры. На поверхности закрепляется трафарет и под давлением песком обрабатываются открытые участки. Потом шаблон снимается и остаётся однотонный рисунок. Данный метод тоже не годится для домашнего творчества.

Следующий производственный способ изготовления заключается в плавке стеклянных деталей. Называется он фьюзинг, что переводится как сплав. Набирается мозаика и отправляется в печь. В печи всё это сплавляется друг с другом и затем остужается. Потом процесс проводится повторно. Такие витражные полотна крепче классических и не имеют швов. Температура плавки составляет 800 градусов. Дверные витражи стали так популярны, что некоторые домовладельцы стали заменять витражными или матовыми стеклами часть стены ванной комнаты, или даже оконное стекло — заглянуть извне через такое стекло не представляется возможным, а вот свет такие окна не задерживают, добавляя тем самым интерьеру особый шарм.

А вот теперь мы подошли к тому, что можно создать собственноручно. Самым простым способом доступным всем, можно назвать наклейку прозрачной цветной плёнки. Из этой плёнки вырезаются нужные детали и приклеиваются на стеклянную поверхность. По стыку клеится свинцовый скотч. Если композиция будет занимать место в межкомнатных дверях, то скотч клеится с двух сторон.

Вторая технология тоже по плечу любому новичку. Заключается метод в росписи стекла красками. Вот этот способ, а также наклеивание своими руками способен сделать каждый.

Что такое витражи Тиффани в работе новичка и опытного мастера

Витражи Тиффани выполняются в другой технологии, которая намного сложнее английского витража. Изделие выполняется из отдельных фрагментов стекла, каждый из них оклеивают медной фольгой и спаивают с помощью припоя.

Сделать витраж из бумаги несложный процесс, в основном это детское занятие:

  1. Возьмите готовый шаблон или сделайте эскиз сами. Обведите контур маркером широкой линией.
  2. Вырежьте ненужные фрагменты, оставляя только контур.
  3. Отрезайте кусочки цветной бумаги и приклеивайте их с обратной стороны рисунка. Лишнее сразу обрезайте.
  4. Когда все фрагменты рисунка будут заполнены, приклейте фоновый лист с обратной стороны работы. Посмотрите, как показано на фото.

Как сделать заливной витраж своими руками? Это своеобразный процесс имитации витража, выполняется на целом листе стекла самостоятельно изготовленными красками. Следуйте пошаговой инструкции и у вас получиться замечательное украшение вашего интерьера.

Рабочий стол должен хорошо освещаться и иметь строго горизонтальное положение, во избежание перетекания красок.

  1. Положите на стол большой лист бумаги, сверху на него положите рабочее стекло. Обведите контур стекла и уберите его в сторону.
  2. Перенесите эскиз на бумагу, хорошо обведите все контурные линии эскиза и снова положите наверх стекло.
  3. Теперь следует приготовить краски. Для этого налейте в баночку 100 мл клея ПВА и добавьте в него 40 мл черной гуаши и серебрянку. Хорошо размешайте.
  4. Прорисуйте все контурные линии полученной краской.
  5. Теперь приготовьте краску для заливки. Для этого налейте в баночки по 30 мл нитролака, для каждого цвета отдельно, и разведите его растворителем до жидкого состояния. В каждую посудину добавьте художественной краски — по одной горошине и тщательно размешайте. Если цвет получился не ярким, добавьте еще краски.
  6. Залейте фрагменты между контурами краской. Заливку делайте в 3 – 4 слоя, оставляя просыхать лак после каждой заливки на 10 – 15 минут.
  7. Готовый рисунок сверху покройте бесцветным лаком и оставьте сохнуть.
  8. Через 2 – 3 часа заливной витраж будет готов, можно ставить стекло на место.

Сделать трафарет для витража совсем не сложно. Возьмите любой эскиз, прочертите черным фломастером все контурные линии. Вырежьте и удалите все фрагменты, которые нужно будет закрашивать. Трафарет готов. Если вам нужен трафарет многоразового действия, то перед вырезанием фрагментов, обклейте эскиз широким скотчем с двух сторон, затем также удалите ненужные фрагменты, многоразовый трафарет готов. После использования такого трафарета, необходимо очистить его от краски, протерев его ватным диском смоченным спиртом.

Как сделать витраж своими рукам — практические советы.

Подготовительные работы.

Итак, нам понадобятся: 1,6-миллиметровая алюминиевая проволока, белый клей (эмульсия ПВА) и специальные витражные краски. Последние можно заменить анилиновыми красителями – красителями, которые применяют при окраске тканей.

Однако прежде чем приступить к работе, тщательно обдумайте, какого результата вы хотите добиться в итоге: будет ли это какой-то рисунок на стекле (птицы, рыбы, животные, люди, сказочные персонажи, цветы или другое) или же ваша цель – просто разноцветный орнамент. Затем на ватмане (картоне или миллиметровке) нарисуйте контуры узора, обозначив на нем, где и какой цвет будет использоваться. Эскиз можете выполнить сами, ну, а если сомневаетесь, то можете обратиться за помощью более одаренных в художественном плане знакомых.

Теперь выньте стекло из того места, где оно находится (дверь, оконный проем, рамка и прочие), и обезжирьте с помощью вытки и ацетона, ту сторону, где будет выполняться витраж. После этого на обратной стороне стекла закрепите подготовленный ранее эскиз.

Первый шаг.

Далее наше стекло необходимо расположить строго горизонтально, для минимизации погрешности используйте уровень или маленький шарик. После чего выгибаем проволокой  контуры необходимых элементов. Аккуратно, но обильно смазываем клеем проволоку и прижимаем ее к стеклу, положив на нее металлическую пластинку с грузом. Оставляем все неподвижным на 1-1,5 часа, чтобы проволока успела приклеиться.

Но это время не сидим без дела, а подготавливаем краски (колеры). Если использоваться будут анилиновые красители, то их стоит растворить в дистиллированной воде и процедить (это позволит избавиться от возможных твердых частиц или комков), а затем смешать с клеем ПВА. В результате вы должны получить раствор, по консистенции напоминающий сливки, иначе с ним будет не очень удобно работать.

Второй шаг.

Теперь проверяем на кусочке стекла насыщенность цвета, для этого наносим туда немного краски. Когда краска высохнет, вы увидите, какой оттенок у вас получился. При слишком ярких тонах, приглушить их можно, добавив туда эмульсии, а бледность, наоборот, исправит добавленный краситель. Но помните, количество интенсивных и бледных цветов должно быть сбалансировано, поэтому не старайтесь сделать все краски максимально яркими.

Подготовив все цвета и оттенки, перелейте их в стеклянные баночки и накройте крышками, это защитит их от высыхания. Можете приступать к самому основному и ответственному этапу работы – нанесению колеров на стекло, а точнее на отмеченные на нем участки. Для этого вам понадобится небольшая тренировка (это можно сделать на ненужном кусочке стекла) и чистая кисточка. Цвета на элементы витража наносятся, начиная от проволоки (контура детали). Причем, добавляя новые порции цвета, необходимо постоянно следить за толщиной слоя всего элемента, от этого будет зависеть равномерность цвета элемента в будущем. Также помните, что нельзя наносить колер поверх уже имеющегося, поскольку краска имеет свойство подсыхать, поэтому все ваши лишние прикосновения будут очень заметны и приведут к дефекту всего полотна.

Третий шаг.

Если по тем или иным причинам, что-то вышло не так, как вы хотели, то ни в коем случае не пытайтесь ничего исправить. Лучше полностью смойте неудачный участок, дайте стеклу подсохнуть и повторите свою попытку снова.

Только полностью разобравшись с одним цветом, приступайте к другому. А во избежание затеков новые элементы стоит прокрашивать только там, где расположенные рядом детали уже просохли.

Закончив со всеми элементами, осмотрите обратную сторону витража. Если все вышло хорошо, то спешу вас поздравить, работа окончена, а витраж можно крепить на его законное место. Но только зачастую не все выходит так гладко. Бывает, что места, где приклеена проволока, выглядят не очень аккуратно. Не отчаивайтесь, возьмите белую эмалевую краску и нарисуйте в этих местах (крепления проволоки) тонкие белые полоски, естественно, обезжирив там предварительно стекло.

Вот теперь уж точно все. Ну, а если хотите сделать свой витраж более долговечным, рекомендую, покрыть получившееся произведение искусства лаком.

Пошаговый мастер-класс

Создание витража

Сделать витражи самому на самом деле несложно, это не требует особых навыков. Лучше всего для создания витража своими руками подходят пленочная и расписная техники. Именно их мы рассмотрим пошагово и сделаем простой витраж каждым из этих двух способов.

Расписная техника

Основа для витража

1

Для того, чтобы изготовить такую картину, прежде всего необходимо снять размеры стекла, которое в дальнейшем превратится в витраж. Затем согласно размерам, подбирается или рисуется вручную карандашом либо маркером шаблон. Если рисунок взят из интернета, а размер стекла больше формата А4, то его необходимо распечатать на листах бумаги, а затем эти листы соединить между собой в единое целое. Также в качестве основы подойдет картон, он более плотный и стекло будет меньше скользить.

2

В данном примере рассмотрим вариант с созданием рисунка самостоятельно

Важно, чтобы все линии были четкими

Рисунок для витража

3

На бумагу с готовым рисунком укладывается стекло с небольшой толщиной. Его необходимо обезжирить спиртосодержащим или аммиачным средством, либо простым спиртом.

Обезжиривание стекла

4

Поверхность должна быть абсолютно сухой, поэтому обезжириватель тщательно вытирается мягкой тканью.

Сушка поверхности

5

Следующий шаг – необходимо нарисовать контур витража, то есть шаблон обводится на стекле. Чаще всего для этого используется черная краска, поскольку ее лучше всего видно. Можно взять также контурную пасту, готовую из магазина или самодельную, в которую входит клей ПВА, тушь и серебрянка

Важно: для создания витражей рекомендуются только витражные или акриловые краски, которые продаются в тюбиках. Даем контуру полностью высохнуть, чтобы ничего не смазать в дальнейшем

Нанесение контура

6

Контур картины заполняют цветом. Работать нужно аккуратно. Краситель наносят кистью или губкой, если площадь достаточно большая и хочется сделать текстурное изображение.

Заполнение контура цветом

7

Если рисунок должен быть объемным, то тени и света лучше нанести после высыхания базового слоя.

Нанесение тени и света

8

После полного высыхания витраж готов.

Витраж готов

Пленочная техника

Эскиз на разных листах

1

Чаще всего эскиз распечатывается на принтере на разных листах, а затем соединяется, как в предыдущем примере. Если работа проводится впервые, то не стоит брать слишком сложные узоры. Необходимо также оборудовать рабочее место подсветкой так, чтобы свет лампы был направлен на эскиз снизу, иначе работать будет достаточно сложно.

2

Все части эскиза необходимо склеить так, чтобы линии совпадали, как показано на фото. Лишние фрагменты, если они есть, обрезаем ножницами.

Склейка эскиза

3

Стекло очищают, обезжиривают со стороны соприкосновения с эскизом и тщательно вытирают.

Очистка стекла

4

Стекло прикладывается и фиксируется, чтобы не возникло перекоса. Для этого понадобится двусторонний скотч.

Фиксирование стекла

5

Стекло обезжиривают с внешней стороны и насухо вытирают.

Обезжиривание стекла

6

Для того, чтобы изготовить витраж в данной технике, понадобится самоклеящаяся пленка. Для каждого фрагмента вырезается подходящий кусочек, в нашем случае на первом шаге это полоски.

Полоски плёнки

7

Перед наклеиванием пленки место еще раз обезжиривается и насухо вытирается.

Повторная подготовка поверхности

8

Затем с края пленочного фрагмента аккуратно снимают подложку, этот край закрепляют на стекле и приглаживают ракелем.

Устранение подложки

9

Быстрым движением так, чтобы пыль не успела попасть на стекло, пленка прижимается и разглаживается. Остатки можно подрезать ножом, если они есть.

Нанесение плёнки

10

Пленка должна заходить на контур, просвечивающийся из-под стекла.

Плёнка над контуром

11

Далее процесс идет по такому же принципу.

Повторение процесса

12

Когда все цвета уложены, наклеивается свинцовая лента для обрамления.

Наклейка обрамления

13

Всю ленту прокатывают валиком.

Прокатка валиком

14

По окончании работы все стыки прижимаются специальным прижимом, поверхность тщательно протирается моющим средством. Витражная картина готова.

Готовый витраж

Как сделать патио на даче своими руками: разнообразные варианты оформления, отделки и обустройства (85+ Фото Идей & Видео)

Простейшие пленочные витражи

Для изготовления витражного стекла из самоклеящейся пленки вам потребуется:

  • набор полупрозрачной разноцветной пленки на клейкой основе;
  • свинцовая витражная лента;
  • ножницы;
  • канцелярский нож;
  • эскиз;
  • маркер.

Работы можно производить даже в вертикальном положении стекла. Со стекла удаляется грязь и протирается обезжиривающим растворителем. В соответствии с узором из пленки разного цвета вырезаются фрагменты витража. К противоположной стороне стекла на двусторонний скотч приклеивается эскизный рисунок витража.

По линиям, видимым сквозь стекло, клеится рельефный бортик из свинцовой гибкой ленты. Стыки контурного бортика можно пропаять. В свободные проемы наклеиваются цветные кусочки пленки. Пленка прикладывается в центральной части фрагмента и приглаживается к бортикам контура. Излишки пленки подрезаются острым канцелярским ножом. Возникшие при наклейке пленки воздушные пазухи прокалываются иголкой и разглаживаются пальцами.

Напоследок – об алюминии

Кто-то, прочтя статью, вспомнит: погодите, а вот остекление мебели? Чем не витраж? В стандартных дюралевых профилях, дешевых, красивых, блестящих. И гнуть их можно.

Нет, там не витраж. Витраж – отдельное транспортабельное изделие в цельной раме, паяной или литой. Ну ладно, спаяем. Алюминий паяется, и даже без аргона – есть специальные «скребущие» припои (ЦОП, к примеру) и не особо едкие флюсы на олеиновой или пальмитиновой кислоте.

Да, но температура нужна 350-400 градусов, стекло в плотном контакте с металлом такую не держит. Если же очень медленно нагревать весь набор на огнеупорном щите, от разницы ТКР он пучится и распадается. Дать припуски на температурное расширение – расседается и разваливается при остывании.

Так что «взаправдашние», не на клею и смолах, витражи в алюминиевом переплете пока не получаются. Если же кто-то придумает, как их делать – это, безусловно, будет революция в витражном искусстве: алюминиевые сплавы легки, а по прочности сравнимы со сталью.

Имитации

О пленочном витраже уже сказано, да и сложного ничего в нем нет. Но, прежде чем переходить к красочному, расскажем об имитации свинцового переплета; она общая и в том, и в другом случае. Приличная на вид имитация витража во многом определяется именно похожестью накладного бордюра на натуральный металлический переплет.

Бордюры

Сымитировать переплет классического витража и для пленки, и для краски, можно тремя способами:

  • Поклейкой границ фрагментов свинцовым скотчем. Специально продается для витражных дел;
  • Формированием контуров из мягкой проволоки, см. ниже;
  • Наведением контуров контурной пастой.

Первый способ

Свинцовый скотч – самый настоящий, без кавычек, скотч: ленточка шириной около 1/8 дюйма из свинцовой фольги, клеящий слой, такой же, как на обычном скотче, и защитная пленка. Разматывая рулончик, выкладывают по контуру, обрезают, снимают защитную пленку, накладывают, придавливают – все. Для пленочных витражей – после поклейки, для заливных – перед заливкой.

Второй способ

Эмалированные провода

Контур выгибают из проволоки и приклеивают (пленка – после; заливка – до) ПВА. Но не простым, а посудным. Он немного дороже «бумажного», и на этикетке указано: «Для склейки изделий из стекла и фарфора». Химически активные клеи не годятся, особенно циан-акрилатный «Суперклей». Он ко всему еще и необычайно жидкий, затекает всюду, где не нужен.

Проволоку по этой технике традиционно используют алюминиевую и потом патинируют, как для тиффани, см. далее. Но автор этой статьи неоднократно с успехом использовал медный обмоточный провод в высокопрочной эмалевой изоляции (эмальпровод). Он легче гнется, а в радиомагазинах и на радиобазарах его можно найти с изоляцией буквально всех цветов радуги, см. рис., диаметром от 0,02 до 2,5 мм круглый и от 1 до 16 мм плоский (шину).

Шина встречается редко и стоит дорого. Но каждый выгнутый из круглого провода контур можно выровнять и слегка сплющить, сильно сжав в слесарных тисках между двумя ровными плоскими пластинами из стали толщиной 8-12 мм. Изоляция даже чуть ли не довоенного ПЭВ от этого не портится.

Особенно хороши меднопроволочные контуры для заливных витражей на зеркалах; об этом уже говорилось. Если же нужна матовость и патина – достаточно поширкать по готовому наждачкой, и обнажившаяся медь скоро сама покроется самой что ни на есть настоящей, не наведенной патиной.

Третий способ

Готовим контурную пасту по рецепту:

  1. Посудный ПВА – 50 мл.
  2. Натуральная черная тушь (самая лучшая – голландская) – 20-30 мл.
  3. Алюминиевая пудра (серебрянка) – 30-40 гр.

В ПВА вводим тушь, тщательно размешиваем и мелкими порциями при помешивании добавляем серебрянку до получения сметанообразной пасты. Если нужен переплет под латунь – серебрянку заменяем бронзовой пудрой. От соотношения туши с серебрянкой зависит «свинцовость»; ее проверяют пробной, вполне высохшей каплей.

Пасту готовят по мере надобности, она не хранится. При использовании нужно все время помешивать – серебрянка всплывает наверх. Наносят по контуру художественной кисточкой, набирая обильно, чтобы легла колбаской равной толщины, тут нужен хороший навык. Удобнее для новичка – малый кондитерский шприц-пистолет, но потом, даже после промывки, для использования по прямому назначению он непригоден.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector