Кокошник: кто на самом деле придумал главный женский головной убор на руси

Содержание:

Устройство кокошника

Кокошник – это традиционный элемент русского народного костюма. Представлял он собой по сути шапочку, к которой прикреплялся гребень (обычно из бересты), который обтягивали дорогой тканью и старательно вручную расшивали драгоценными камнями, жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Менее богатые дамы использовали бисер, фольгу, стекло, парчу, бархат и другие «красивости».

Кокошник состоял из нескольких основных элементов:

Шапочка или волосник – лента или специальная шапочка, на которую пришивался сам «веер». Шапочки часто тоже богато украшались и декорировались. Замужние дамы носили только полностью закрытый кокошник, который полностью прятал волосы (потому что непокрытые волосы замужней дамы сулили дому несчастья и беды), а у незамужних девиц мог открывать косу.

Очелье – собственно, сам кокошник-гребень. Его делали из бересты или металлической ленты, обтягивали дорогой тканью и расшивали.

Ленты – с их помощью кокошник крепился на голове.

Кроме того, существовали очень богатые украшения для кокошника. Например, затылок могли покрывать позатыльником – специальным бархатным платком, расшитым узорами. Сам кокошник же нередко накрывали платком – с его макушки спускали драгоценную вуаль или фату, которая достигала плеч и часто закрывала даже грудь.

Для особо торжественных случаев кокошник мог дополнительно украшаться специальной поднизью – это особая сетка, расшитая жемчугом и частично закрывающая лоб. Она придавала более богатый и роскошный вид и часто служила элементом свадебного наряда.

Форма же гребня, как было уже сказано, менялась в зависимости от местоположения женщины. В разных губерниях существовали свои формы «веера», которые были продиктованы традициями.

Интересно! Изготавливали кокошники только специальные мастерицы-кокошницы, которые жили и трудились в селах, в городах, часто – в монастырях и храмах.

Осенний кокошник из картона

На любом празднике в школе или в детском саду оригинальным и довольно выигрышным головным убором будет кокошник. Его можно изготовить различными способами. Наиболее бюджетным считается вариант из картона.

Шаблон кокошника своими руками из картона с размерами

Чтобы сделать заготовку, потребуется прочный картон и цветная бумага. Некоторые шаблоны подразумевают вырезание узоров и покрытие их обыкновенным женским лаком или серебристой краской. Такая идея тоже имеет большой успех.

Для танцевальных постановок стараются использовать лёгкие ободкиФОТО: 100-bal.ru

Изготовление может быть из накрахмаленной вырезанной салфетки. Однако такую работу может сделать только художникФОТО: culture.ru

Узоры на кокошнике могут быть нарисованы с помощью гуаши или яркой акварельной краски. Обычно варианты, разукрашенные вручную, ничем не декорируются. Выкройку кокошника в натуральную величину можно распечатать, без труда отыскав в свободном доступе.

Отлично смотрятся русские головные уборы на собранных волосахФОТО: paidagogos.com

Шаблон кокошника из бумаги можно распечатать или нарисовать собственноручно. При этом, можно создавать индивидуальные узоры, вензеля и росписи.

Как сделать картонный кокошник своими руками пошагово

Картонные головные уборы тоже смотрятся очень эффектно

Они, по сути, являются одноразовыми, тем не менее, заслуженно привлекают к себе внимание. Рассмотрим, как сделать русские народные кокошники своими руками по инструкции

  1. Готовим шаблон, делаем его по размерам головы будущего актёра. Чтобы не мучиться с покраской, выбирают цветной картон (красный или золотистый).
  2. Далее выполняют орнамент и фигурные линии, их раскрашивают стойкими красками или яркими маркерами. Допускается вырезать соответствующие детальки из новой цветной бумаги.
  3. К внутренней поверхности приклеиваем к обеим сторонам широкую резинку. Также её можно продеть в выполненные заранее отверстия (но это менее надёжный вариант).
  4. При необходимости декорируем головной убор с помощью стразов и клеевого пистолета. Кайму можно сделать из рюшей или цветной бумаги.

Такой вариант головного убора будет идеальным для школьных мероприятий с постановкой народного танца в соответствующих костюмах.

. Кокошник крючком. Или что ли мы не принцессы?

Заказали мне кокошник для новогоднего утренника.

(по фото из инета)

Вяжу. Никого, в принципе, не трогаю. Но, померить то на кого-то надо? Надо! Меньшая любимая рядом скачет! Померили! Губенята надули, что мол, мама кому-то вяжет, а любимая дочь как же без кокошника то? Не принцесса, что ли? -Мамочка! Любимая! Королевна моя. Ну, если мама королева, дочь по-любому принцесса. А утренник то уже утром следующего дня. Схватила пряжу и бегом вязать да украшать.

А их же еще и накрахмалить то надо. Решила пробовать клей ПВА(ибо крахмал не будет держать такое сооружение. Тяжеловато, да и крахмал нынче не тот)

Поделиться

Вот лежат красавцы на «растяжке»!! А вот и фото на счастливых владелицах:Голубой-заказ, белый-моя звездочка!

Поделиться

Ну и если кому то надо, вот исходник из инета:схема оголовника:

схема самого кокошника:

Описание: вяжем гребень кокошника, набрав цепочку из 97 воздушных петель.(6 раппортов) Далее по схеме по нижнему краю гребня вывязываем налобную сетку. Кокошник готов, осталось придать форму и украсить. Для этого, необходимо увлажнить заготовку и придав форму кокошника, закрепить на непромокаемой поверхности с помощью портновских иголок. налобную сетку оставляем без клея), украшаем пайетками и оставляем до полного высыхания.

К готовому кокошнику пришиваем атласную ленту по линии ободка. Для того, чтоб лучше закрепить на голове, брала ободки и обвязывала нитками в тон, а затем крючком привязывала к основанию кокошника. И напоследок поздравляю всех с наступающим Новым 2018!

И пусть ваши руки не знают скуки а сердца не устают о любви! Счастья вам огромного, безмерного. И, конечно же, здоровья.

Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы…

На исторической арене сарматы появляются в III веке до нашей эры, когда они напали и вытеснили из причерноморских степей скифов. До этого времени мы находим только отрывочные упоминания о сарматах на восточной границе Скифии, однако археологические свидетельства подтверждают их движение с южного Урала. В северном Причерноморье сарматы на протяжении четырех столетий – до II века нашей эры, занимали главенствующее положение, вытеснив оттуда других кочевников.

Сарматы, вероятно, не были никогда одним народом и представляли из себя группу разноэтничных, в первую очередь ираноязычных племен. Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы – такие названия даются римскими писателями разным кочевникам, живущим севернее Черного моря, время от времени тревожащим балканские владения римлян. К сожалению, римляне и греки, из произведений которых мы черпаем почти все известные данные о сарматах, не описывали их подробно. Более многочисленны археологические свидетельства, но и они не могут ответить на все вопросы.

Сборник (самшура, моршень)

Главное отличие в этом наряде – «сморщенная» или присобранная часть, которая и дала ему название. Сборник похож и на кику, и на кокошник одновременно. Пришел он из северных губерний, но распространен в XIX веке был в Центральной России и в Сибири. Расшивалась такая шапочка очень богато – золотом, камнями, жемчугом. Более простые варианты могли быть и повседневными.

В древне-русском языке слово «кокошь» означало курицу. Поэтому название самого известного русского головного убора навеяно, вероятно, формой куриного хвостика. Хотя, как раз форма кокошника могла очень сильно варьироваться – от высокого и вытянутого Костромской губернии до широкого полукруглого Владимирской. Существовали также и кокошники в виде цилиндрической шапки или двухребенчатые, их носили с платками.

Существовала очень оригинальная разновидность кокошника с жемчужными шишечками. Она была распространена в Псковской губернии. Эти своеобразные украшения символизировали плодородие. Была даже поговорка: «Сколько шишек, столько детишек». В изготовлении таких нарядов прославились мастерицы Торопецкого уезда, поэтому такие шишаки даже называли торопецкими кокошниками.

Кокошник стал своеобразным символом России. Петр I, пытавшийся перестроить традиционный российский уклад на новый лад, даже издал специальный указ, запрещавший носить боярышням этот вид одежды. Реабилитировала его только Екатерина II, воскресившая моду a la russe. Но долгое время он был скорее принадлежностью маскарадных костюмов. На волне патриотизма в войну 1812 года кокошник возвращается в гардероб великосветских дам, а в 1834 году по указу Николая I даже становится частью придворного платья.

Известный историк моды Александр Васильев считает, что после революции, мода, распространенная русскими эмигрантами, познакомила мир с этим элементом нашей национальной одежды: «в 1919-29 годах (кокошник) входил в арсенал модниц всего мира». С тех пор этот женский головной убор частенько становится элементом нарядов на модных показах. Можно говорить о том, что он оказал влияние на мировую моду.

Грандиозный бал-маскарад в доме Романовых в русском стиле 1903 года оставил след в нашей культурной традиции и память, которая прошла через столетие. Смотрите раритетные цветные снимки с этого уникального праздника .

Читайте далее:

Кокошник для куклы своими руками: как сделать кокошник для снегурочки, идеи и выкройки

Кокошник крючком: схема, описание вязания кокошника для девочки крючком

Что такое кокошник? значение головного убора в старину и в современности. подробно о деталях и мистических особенностях.

Кокошник снегурочки своими руками: идеи и пошаговая инструкция

Происхождение и функции чувашского народного костюма, описание

Что за модель бюстгальтера — планж? какие функции выполняет? кому можно носить, кому — нельзя? особенности и виды.

Как называется китайская шляпа: правильное название, перевод, описание

Как называется шапка у евреев на голове: происхождение, виды, как носили раньше и носят в наше время

Ластовица на трусах — что это такое? какие функции выполняет? на каких трусиках есть ластовица?

Как называется шляпа выпускника университета и не только? разновидности и значения шапочек. интересные факты и традиции.

Как называется кепка без верха: определение, особенности, назначение

Вьетнамская шляпа: как называется, история возникновения, как носят в наше время

Как называется кепка с прямым козырьком: точное название и варианты

Как называется шарф-шапка: возможные варианты фасонов и их названий

Любопытные факты о кокошнике

Кокошник – это очень интересный элемент русского национального костюма, поэтому кратко расскажем вам о нескольких фактов, на которые не хватило времени в основном тексте статьи:

Само слово «кокошник» происходит от слова «кокошь» — то есть курица-наседка. По другим источникам, оно переводится как «петух».

Некоторые кокошники были настолько дорогими, что стоимость одного аксессуара доходила до 300 рублей (для сравнения, стоимость коровы в то же время редко превышала 10 рублей).

Мы привыкли видеть кокошник с лицевой, стороны, красивой. Кажется, что «лицо» — это парадная часть головного убора. Однако, тыльная сторона вышивалась гораздо богаче и интереснее.

Орнаменты вышивались не просто так. Они служили оберегами от злых сил, помогали хранить супружескую верность, приносили счастье в семью.

Долгое время кокошником был строго определенный головной убор – позже, в эпоху Екатерины II, им стали называть любое украшение для головы с высоким очельем. Поэтому современные тиары очень часто создаются по образу и подобию русского кокошника. Мы уже упоминали женщин-монархов, которые надевают такие аксессуары на самые важные события в жизни.

В общем, кокошник – это аксессуар, который переживал взлеты и падения. Из головного убора простолюдинок он превратился в роскошные тиары, которые носили принцессы, королевы и императрицы. Пожалуй, это единственный элемент русского костюма, который смог пройти сквозь эпохи и остаться популярным.

Кокошник своими руками для русского народного костюма: использование текстиля

Смастерить головной убор собственноручно несложно, если иметь навык и необходимые материалы. Чаще всего такой вариант изготавливают из тканевой основы. К подобным моделям имеется специальная выкройка.

Подробная выкройка русского народного кокошника своими руками

Встречается несколько разновидностей выкроек, по которым в дальнейшем совершается пошив этого головного убора. Попытаемся сделать самую простую фигурную модель, для которой даже не понадобится навык профессионального шитья.

Ёлочные украшения на головном уборе подойдут к зимним праздникамФОТО: westwardnadia.blogspot.com

Прямой или фигурный вариант выкройки зависит от назначения русского народного костюмаФОТО: pinme.ru

Для того, чтобы сделать правильную выкройку необходимо скачать или самостоятельно вырезать подходящий шаблон из картона. Он же и станет основой для будущей женской короны.

Как сшить кокошник своими руками по выкройке: пошаговая фотоинструкция

В зависимости от того, к какому торжеству готовится костюм, зависит нарядность головного убора. Например, к Новому году потребуется много бусин, пайеток и тематических украшений. Для простого танца, достаточно красивого тканевого украшения. Рассмотрим на примере, как правильно выполнить кокошник для снегурочки своими руками. Ниже приведена пошаговая инструкция.

Иллюстрация Описание действия
Берём фольгированный изолон и на нём обводим шаблон основной детали головного убора. Вырезаем его
Основу для кокошника смазываем своими руками силикатным клеем и скрепляем с картонным шаблоном. Аккуратно прижимаем и даём материалу высохнуть
Берём креп-сатин, обводим фигуру кокошника по шаблону, затем вырезаем острыми ножницами
Все края аккуратно обжигаем спичками или зажигалкой. Это нужно для того, чтобы полотно не распускалось
Откладываем заготовку и берём шаблон, склеенный из двух деталей. К нему крепим с помощью клея оставшийся кусок материи. Обводим фигуру, отступив от краёв 1,5-2 см. Отрезаем по разметке.
Выполняем мелкие надрезы по краям, затем обрабатываем их клеем и прижимаем к внутренней стороне заготовки. Даём изделию высохнуть и обрабатываем клеем второй раз
Приклеиваем к тыльной стороне ту деталь, которую ранее отложили
Приклеиваем к краю заготовки серебристую кайму с узором. На тыльной стороне выполняем то же самое. Можно использовать такую же или любую другую ленточку
Берём кружево и вырезаем из него интересные мотивы. Размещаем их подходящим образом на будущем кокошнике, приклеиваем детали. При желании, дополняем изделие бусинами

Кокошник готов. Его можно дополнительно украсить стразами или полубусинами. Крепят их обычно на термоклей. После того, как работа над головным убором окончена, необходимо прикрепить резинку между двумя внутренними краями. С помощью неё изделие будет удерживаться на голове.

Что это за головной убор?

главной отличительной чертой его является наличие оригинального элемента – гребня, вокруг которого и строится вся композиция.

Кокошник представлял собой лёгкую конструкцию в виде веера или опахала, волосник или шапочка пришивались к нему, затейливо украшенные. Плотный охват головы гарантировал надёжную посадку и скрывание заплетённых или уложенных волос.

В каждом регионе кокошник имел свою форму. Одни губернии славились однорогими кокошниками, другие носили двурогие. Деревни, расположенные на незначительном расстоянии друг от друга, могли носить шапочки или полумесяцы.

Историческая справка

Историки допускают версию создания подобного сложной конструкции как заимствование от византийских матрон, которые украшали себя диадемами, крепившимися к волосам с помощью ленточек

Пётр 1 запретил для знати ношение русских платьев, но крестьянство поддерживало многовековые традиции и продолжало носить сарафаны и кокошники. Их реабилитация произошла при Екатерине Великой, которая ввела в моду многое из русской жизни, в том числе и головные уборы. Отечественная война 1812 года моду закрепила, да так, что кроме кокошников с фатой знатные женщины стали носить платья, напоминавшие русские сарафаны высоким кроем стиля ампир.

Посетители картинных галерей, к примеру, Русского музея в Санкт-Петербурге, могут воочию убедиться в популярности русского костюма среди российской аристократии. Практически все женские портреты XVIII—XIX веков демонстрируют красавиц в нарядных светских туалетах с кокошником и фатой на голове.

Женщины из царских фамилий тоже одевались согласно моде тех лет. Их головные уборы украшались не только жемчугами, но и драгоценностями значительной величины, а фата выполнялась из тончайших, эфирных тканей и спускалась зачастую до самого пола.

Открывшие дома мод в начале прошлого века русские эмигранты в Париже стали вводить в быт европейцев славянские традиции. Например, в это время их стараниями стал популярен свадебный венец, созданный по российским мотивам в форме кокошника-полумесяца.

Очень многие невесты вышли замуж в тиарах, по сути являвшимися русским головным убором. А голливудские актрисы в 20–30-х годах прошлого века обожали показываться в обществе в богато украшенных кокошниках. И даже королева Англии Мария, которая доводится Елизавете Второй бабушкой, шла к венцу с тиарой (полумесяцем) на голове.

Символ = бизнес

Иностранцы видят в кокошнике исключительно российский атрибут и везут его в подарок женщинам и детям. Такого ажиотажа продавцы не ожидали – товар закончился столь быстро, что многие даже не успели ахнуть. И если для болельщика кокошник – своеобразный символ поддержки сборной, то для малого предпринимательства он – лишняя возможность подзаработать.

Делают кокошники во Всеволожске, Кирове и Ярославле. У каждого города своя специализация. Ярославль штампует продукцию более низкой ценовой категории, которая хорошо расходится для детских утренников. Всеволожск же рассчитывает вернуть кокошник в массовый обиход. Поэтому цены, а соответственно и качество, здесь несколько выше.

Кокошники. Киров, 2018

Чемпионат еще в самом разгаре, а мастерские продолжают принимать заказы. Однако этим вряд ли ограничится. Ведь история с кокошниками набирает обороты. Сувенирный кокошник даже готов затмить самый известный российский сувенир – матрешку.

Рогатая и копытообразная кики

Само слово «кика» на старославянском значит «волосы», а головной убор такой формы носился ещё в дохристианской, языческой Руси, когда символом плодородия считались рога. Поэтому рогатую кику могла носить только «мужатая баба», родившая хотя бы одного ребёнка. Такой убор мог быть довольно массивным и высоким — до 20–30 см в высоту, и чтобы его достойно держать на голове, женщина держала ровной шею и чуть задирала подбородок. Отсюда и пошло слово «кичиться». Кстати, в церковь как раз-таки из-за проязыческих корней ходить в кике запрещалось.

У традиционной рогатой кики со временем появились и аналоги — в виде подковы, лопатки и валика. Надевался такой кокошник следующим образом: поверх основной шапочки-волосника закреплялось твердое очелье (то, что закрывало лоб), а затем обтягивалось красивой расшитой материей, а также шнуром и лентами вокруг самой головы. Подкова защищала женщину от дурного глаза и чаще всего её носили по праздникам. Кики в виде подков и копытца можно было встретить в воронежских деревнях вплоть до середины XX века.

Тульская сорока

Из-за путаницы в терминах, сорокой называется как самостоятельный головной убор, так и часть кики. Однако тульская сорока стоит особняком, ее ни с чем не спутать. «Хвост» этой сложной конструкции похож скорее на павлиний и выглядит очень ярко. Знаменитый русский этнограф Николай Михайлович Магелянский, изучавший в 1902 году села Тульской губернии, писал про «сороку»:

«…головной убор, состоящий, в целом, из четырнадцати отдельных частей, надеть который — длинная и сложная процедура, требующая и много времени и большой сноровки (…) Между прочим, небольшое количество серебра в нитках этих „золотных“ головных уборов служит причиной их массовой гибели: скупщики покупают уборы сотнями и выжигают из них серебро…»

Презентация на тему: » Такой непростой кокошник. Кокошник (головной убор) Виды кокошников Кокошник своими руками Русские орнаменты.» — Транскрипт:

1

Такой непростой кокошник

2

Кокошник (головной убор) Виды кокошников Кокошник своими руками Русские орнаменты

3

Кокошник (головной убор) Кокошник — высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы. Название происходит от древнерусского слова «Кокош» — петух. Видимо форма головного убора напоминала древним русичам петушиный гребень.

4

Кокошник (головной убор) Характерная черта кокошника гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых драгоценными камнями.

5

Кокошник (головной убор) Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем славянским народам. В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж, скота, болезни людей и т. п.

6

Виды кокошников По конструкции выделялись четыре вида кокошников, каждый из которых был характерен для определенной территории.

7

Виды кокошников Однорогие кокошники могут быть трех видов: в форме равнобедренного треугольника, в виде конуса с удлиненной передней частью, в виде шапочек с высоким очельем и плоским округлым верхом.

8

Виды кокошников Кокошники в виде цилиндрической шапки с плоским дном. Они украшались золотошвейной вышивкой, бисером, жемчугом, перламутром. Надевались обычно с платком, сложенным на угол.

9

Виды кокошников Кокошники с плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами. Кокошники обычно повязывались белым, украшенным золотой вышивкой платком.

10

Виды кокошников Седлообразный кокошник, представлявший собой головной убор с высоким округлым верхом в форме седла с немного поднятой передней частью. Он надевался обычно с налобником узкой полоской орнаментированной ткани

11

Народные орнаменты Орнамент — узор, состоящий из чередующихся элементов для украшения чего-либо.

12

Народные орнаменты В орнаментах воплощались древние народные символы и обряды.

13

Народные орнаменты Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. Это символ присутствовал почти на всех вышивках, полотенцах, рубахах, головных уборах.

14

Народные орнаменты Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках.

15

Народные орнаменты Другим самым распространенным героем русских вышивок была птица. Считалось, что птица приносит добро человеку.

16

Народные орнаменты Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное.

17

Народные орнаменты Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо- дерево с волшебными плодами.

18

Кокошник своими руками

22

Используемые ресурсы: 1. html шаблон презентации html htm Devichi-golovnye-ubory-venets-i-povjazka.jpghttp://900igr.net/datai/tekhnologija/Biseropletenie/ Devichi-golovnye-ubory-venets-i-povjazka.jpg 6. jpg

23

Используемые ресурсы: 9. jpg shhukina.31/0_540e0_d _XLhttp://img-fotki.yandex.ru/get/5804/vera- shhukina.31/0_540e0_d _XL 12. fotki.yandex.ru/get/18/balovannaya.6/0_c327_ b_L.jpghttp://img- fotki.yandex.ru/get/18/balovannaya.6/0_c327_ b_L.jpg 13. jpg 14. jpg 15. fotki.yandex.ru/get/5407/azarkseniya.6/0_540af_9c90250a_XLhttp://img- fotki.yandex.ru/get/5407/azarkseniya.6/0_540af_9c90250a_XL 16. png 17.

24

Используемые ресурсы: jpg pg pg /sdc13485_0. jpg 10/sdc13485_0.jpg

Кокошник – культурный код

Ушедший в небытие кокошник неожиданно объявился на чемпионате мира по футболу на стадионе «Лужники». В момент великого напряжения всех болельщиков объектив оператора выхватил три колоритные богатырские фигуры русских фанатов: мужчины и женщина невозмутимо жевали хот-доги. На их головах возвышались кокошники, а правильнее – условная стилизация девичьего головного убора – коруны или венца. Головной убор представлял собой обшитый тканью легкий веер из толстой бумаги, зафиксированный на обруче-резинке, расшитый и украшенный понизью.

Сувенирные модели венцов-корун сегодня именуются кокошниками. Кокошник так кокошник! Гораздо интереснее ответ на вопрос, почему он стал необыкновенно популярен на московском чемпионате?

Ряд неожиданных побед, гордость за футбольную команду и за страну… Все это вместе распахнуло двери болельщикам. Атмосфера большого праздника способствовала неосознанным поискам символики общей российской идентичности. И тут вполне закономерно, но в то же время неожиданно для всех таким символом стал кокошник – один из главных элементов русского костюма. Символ русской женщины, который коллективное сознание безошибочно оформило как манифест идентичности России.

В ночь на 8 июля прошел матч ¼ финала чемпионата мира по футболу с участием нашей сборной. Начальник департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска Анна Терешкова поддержала российскую сборную и выложила в Instagram фото, на котором в знак поддержки российской сборной снялась в кокошнике.

Это должно было произойти. Наш народный костюм – здесь, рядом, жив в нашей ментальности, в нашей памяти. Быть может, поэтому из множества образов объектив оператора безошибочно выхватили свой, главный образ!

Потребность в собственном национальном костюме прорывается на наши улицы. Санкт-петербургские модницы надевают всеволжские кокошники. И совсем недалеко то время, когда из далекого забытья, из пепла времени, из сундуков этнографов и ценителей восстанет наш национальный костюм.

Процесс восстановления национальной идентичности идет снизу. Стимулируется он проснувшимся желанием людей знать свои корни, восстановить забытую родословную, защититься от эрозии души, потери духовности, утраты уверенности в завтрашнем дне. Неслучайно символом нашей общности, русского мира сегодня стал элемент национального костюма – кокошник, который футбольные фанаты расхватывают на сувениры. И возможно уже завтра он – кокошник – вновь воцарится на подмостках первых домов моды.

Сарматские курганы и золото

На юге России – в Прикубанье, на Северном Кавказе и на Украине сарматы оставили много следов. Прежде всего, это курганы, высотой до 5 метров. Под курганами располагались погребения, часто очень богатые. Золотые шейные гривны, фибулы-брошки, браслеты, бронзовые зеркала сопровождали умерших. Также в курганах можно было найти оружие и украшения для лошадей, но сами лошадиные кости в них скорее исключение, чем правило.

Украшения были богато орнаментированы, изготовлявшие их мастера владели техникой скани и зерни, умели работать с золотой проволокой. Фигуры зверей – хищников, драконов, копытных, обычно изображались в динамичных, изгибающихся позах. Где жили эти ремесленники не совсем ясно. Изготовить такие украшения римскому или греческому мастеру было сложно. Возможно, эти мастера жили в еще не открытых археологами меото-сарматских городищах.

Сарматские памятники археологии исчезают в III – IV веках нашей эры, что связывается учеными со вторжением в северное Причерноморье готов и основании их легендарным вождем Германарихом готской державы. Сарматы же, вероятно, под именами более мелких племен – тех же аланов, продвигаются под натиском с востока и севера на юг, на Балканы. Оттуда аланы, двинутся в Испанию, где образуют свое небольшое королевство, подчиненное вестготами несколько веков спустя.

Как связать крючком кокошник для девочки

Для ребёнка лучше связать лёгкий аксессуар, в котором малышка не устанет. Поэтому стоит выбирать тонкие нити. А вот с украшениями нужно быть очень осторожными. Даже хорошо накрахмаленное изделие может не выдержать, если полотно перегрузить украшениями.

Для работы потребуется:

  • пряжа ирис 2 мотка белого цвета;
  • бусины 7 мм для украшения;
  • крючок 0,85.

Выполнение работы

Начало работы

При помощи крючка и ниток выполнить первоначальный набор воздушных петель. Для модели потребуется 68 петель. Вяжется изделие не по кругу, а прямыми и обратными рядами. Стоит быть очень внимательными при подсчёте петель. По центру для большего подъема требуется прибавление воздушных петель. Всего в кокошнике необходимо провязать 11 рядов.

Придание формы

Начиная с 8 ряда, следует перенести много петель и немного запустить концы кокошника, чтобы изделие получилось дугообразным.

В схеме для большего подъема использованы, кроме столбиков с одним накидом, ещё и столбики с двумя накидами. Для них потребуется аналогичная техника исполнения, но вместо одного оборота рабочей петли нужно сделать два.

Самая выдающаяся деталь выполнена большим количеством воздушных петель. Но стоит быть внимательными, поскольку в ряду использованы и столбики без накида, чтобы соединять воздушные петли первого элемента со вторым.

Завязка и украшение

Для завязки использовать атласную ленту. Нужно просто пришить её к краям полученного вязаного шедевра. Украсить готовый вариант бусинами. Просто пришить несколько крупных по углам ракушек, не перегружая изделие излишне. Лучше использовать для каждой ракушки по одной бусинке в самом верхнем углу. Так и узор останется виден, и изделие получится не таким тяжёлым.

Важно! Изначально полученный аксессуар не будет стоять ровно, так как он из очень тонкой нити. Его необходимо накрахмалить

Накрахмаливание кокошника

Для того чтобы кокошник был идеально ровный и стоял, а не сползал, как мягкая салфетка, его требуется подготовить. Для подготовки необходимо накрахмаливание. Сделать это можно несколькими способами. Речь не только о концентрации крахмала для раствора. Можно накрахмалить и при помощи клея, как бы парадоксально это ни звучало. Только вязаный детский кокошник лучше обрабатывать крахмалом.

Подготовка раствора

Для работы понадобится:

  • крахмал — 2 столовые ложки;
  • вода — 1 литр.

Развести в стакане холодной воды весь крахмал и хорошо перемешать. Нагреть на плите 1 литр воды и постепенно ввести в него крахмал. Снять с огня и дать слегка остыть.

Положить вещь в раствор на 20-30 минут. Затем растянуть на ровной поверхности, дать хорошо высохнуть изделию.

Важно! Не стоить отжимать изделие после того, как его вынули из раствора. Это может испортить волокна и растянуть в ненужных местах петли

Такую процедуру далее необходимо будет проводить с кокошником после каждой стирки.

Мистика и обряды, связанные с ним

Считалось, что непокрытые, они навлекают несчастье не только на их обладательницу, но на семью и весь род

С жены, изменившей мужу, перво-наперво срывали повойник, чтобы волосы были видны всем. Таким образом грех выставлялся на всеобщее осуждение. Блудницы, русалки ходили с распущенными волосами. Отсюда происхождение слов «распущенность» и «опростоволоситься».

Девушки надевали кокошник, оставляя открытыми волосы на макушке и косу. Густая и длинная, она считалась символом девичьей красоты и служила для привлечения внимания потенциальных женихов. Замужняя женщина имела право на ношение кокошника только с покрывающим слоем, под которым прятали волосы полностью.

После венчания, когда статус девушки менялся, проводился обряд, на котором женщина прощалась со своей девичьей красой. Под печальные песни косу невесты расплетали и заплетали из одной две. Свекровь надевала на невестку кокошник с тонким покрывалом, иногда кисею заменяли платком, завязывая его по-бабьи, снизу подбородка.

Этот головной убор был праздничным, в повседневности его не носили. В ходу были повойники, которые заменялись невысокими венцами. Невеста должна была выходить замуж в жемчужном кокошнике. Дешёвые его варианты покрывали позором семью. Если купить дорогой головной убор родители не имели возможности из-за бедности, то брали на время в соседских семьях.

Носили его по праздникам до рождения первого ребёнка, затем кокошник возвращали хозяевам. В наиболее крупных и прогрессивных регионах обязательное ношение кокошника после свадьбы определялось трёхдневным сроком. Собственные жемчужные уборы очень бережно хранили и передавали старшей невестке, а за неимением таковой – старшей дочери как весомую часть приданого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector