Готика и замки: интерьные особенности прошлого

Декор в стиле средневекового замка

Среди голых каменных стен и пола неуютно и веет холодом. Домашнюю обстановку помогут создать правильно подобранные предметы для декора.

Стены в замках украшают картинами, коврами и гобеленами. На сундуках и диванах – мягкие шкуры. У камина так же рекомендуется постелить шкуру животного. Гостиную украсить оружием и охотничьими трофеями, которые разместить на полках и крючьях.

При слове «Средневековье» первая ассоциация – рыцари, поэтому стоит приобрести доспехи, повесить герб, стяг, расположить геральдический узор. Изображения или фигурки драконов и лошадей тоже подойдут.

Заключение

Редко кто применяет оформление интерьера в замковом стиле – средневековый интерьер дорогостоящий, хотя и несложный вариант. Но это будет оригинальный, надёжный и уютный дом, если сделать правильно.

Отличительные признаки

Существующие на определенном историческом этапе стили архитектурных сооружений со временем претерпевают определенные изменения. Так и романский стиль постепенно стал преобразовываться в готический.

Каковы его основные особенности? Существует семь отличительных признаков готического стиля:

1. Модные и преобладающие цвета — синий, красный и желтый.2. Стрельчатые линии, образующие свод из двух пересекающихся дуг.3. Прямоугольная форма здания в плане, переходящие в столбы стрельчатые арки.4. Веерный свод, сооруженный на опорах. Вместо него иногда встречается кессонный потолок. Залы в таких зданиях длинные и узкие. Либо широкие, с установленными по центру опорами. Потолки в этих помещениях обязательно высокие. 5. Стрельчатые, каркасные, ажурные, каменные, вытянутые вверх арки, а также подчеркнутый скелет всего каркаса.6. Разноцветные витражные окна. Их форма может быть круглой или вытянутой вверх.7. Филенчатые дубовые двери и ребристые стрельчатые арки дверных проемов.

Неотъемлемой чертой данного искусства является также наличие скульптур. Мифические существа и мрачные фигуры наиболее часто украшали стены монастырей, храмов и соборов.

Многие средневековые замки Европы выстроены именно в готическом стиле. Это настоящий образец синтеза многих искусств, таких, как:

— архитектура;- скульптура;- монументальная живопись;- декоративно-прикладное искусство.

Соборы в готическом стиле выстраивались на центральных городских площадях, доминируя над окружавшими их двух или трехэтажными домами. Такое расположение особенно характерно для Восточной Европы и Италии.

Устройство готического собора

В основе готической архитектуры лежит стройная идеологическая программа, которую составляли ученые-богословы. От нее зависела конструкция собора, она же определяла основные тезисы его назначения — кому посвящен, в каком месте строится.

На первый взгляд, множество архитектурных элементов выглядят как хаотично выросшие и причудливо переплетенные стебли растений. Однако, как и в любом христианском храме, здесь нет ничего беспорядочного или случайного.

Архивольт — обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены

В архитектурном плане готический собор представляет собой прямоугольную базилику с алтарной частью, ориентированной на восток. Такое расположение связано с тем, что восток символизировал рай и Бога, которому и была посвящена алтарная апсида — небольшой полукруглый выступ здания. Свод над апсидой был символом небесного свода, который олицетворял единство трех ипостасей Всевышнего, а значит, и единство мира.

Западный же фасад был обращен к земной жизни. Он богато украшался витражами и скульптурными композициями. Постоянными «обитателями» готических соборов были гротескные существа — гаргульи и химеры: их причудливые фигуры играли роль водостоков. Фасад венчали обычно две башни. Все части готического собора были символичны. Стоит в этом разобраться.

Д. П. Панини «Интерьер Санта-Мария-Маджоре в Риме» (1750)

Технология строительства аркбутанов, контрфорсов и порталов

Любое готическое сооружение имеет прочную каркасную структуру. Основная задача каркаса – укрепление здания, облегчение тяжёлых перекрытий и стен. После создания каркасной структуры мастера Средневековья смогли возводить высокие соборы необычной формы.

Основные элементы каркаса:

  • аркбутаны;
  • контрфорсы;
  • нервюры.

Каркасы стали распределять равномерно по всему периметру здания, благодаря чему готические храмы получили запоминающийся «скелет» и надёжную опору. Нервюрные своды имеют множество преимуществ: сокращение сроков строительства, повышение освещённости внутри здания и объединение всех залов храма в один.

ФОТО: upload.wikimedia.orgАркбутаны – сложные опорные конструкции, без которых массивные стены соборов рассыпались бы ещё в момент их возведения

Снаружи готические соборы укреплялись аркбутанами – каменными арками, передающими давление от нефов к опорным столбам.

ФОТО: mif-medyza.ruАкбутаны и пинакль дополнительно украшали красивой резьбой

Другой архитектурный элемент – контрфорс. Это вертикальная конструкция, которая устанавливается напротив сводов и своей массой снимает с них часть давления.

ФОТО: static.tildacdn.comМногоуровневые порталы делают вход в здание заметнымФОТО: upload.wikimedia.orgПортал содержит несколько архитектурных элементов: карниз, барельеф, пилястры, орнамент, колонны

Готические замки средневековья, светские строения

Несколько первых столетий готика развивалась исключительно как стиль католической архитектуры. Дело в том, что почти все её элементы имеют религиозный смысл и использовать их в жилых домах считалось почти кощунственным. Тем не менее, преимущества каркасной системы в архитектуре были неоспоримы и продолжать возводить здания по устаревшим технологиям казалось просто глупо. Поэтому элементы готики стали постепенно проникать в светскую архитектуру. К сожалению, жилые интерьеры очень недолговечны и часто перестраиваются владельцами, поэтому до наших дней дошли очень немногие постройки.

Главный фасад Папского дворца в Авиньёне

Крупнейшие постройки:

  1. , XIV век, Франция, резиденция Папы римского, самая крупная средневековая жилая постройка, интерьеры почти не сохранились;
  2. Замок Консьержери в Париже, замок много раз перестраивался в том числе в стиле готики, большая часть интерьеров была утрачена, но сохранились обширные подземные галереи со сводчатыми потолками и колоннами.
  3. Дворец Кёра в Бурже, Франция, XV век, роскошный дворец резиденция, пример использования элементов готики в жилом здании;
  4. Вестминстерский дворец в Лондоне. Изначально был построен в норманнском стиле, но со временем достраивался и обрёл готический облик, в 19 веке был снова полностью перестроен в стиле перпендикулярной готики (из-за пожара);
  5. , XIII век, Польша, замок из красного кирпича, образец направления «красная готика»;
  6. Колледжи Оксфорда, XIV-XVI вв., Великобритания;
  7. Дворец Дожей в Венеции, 1309-1426 гг., Италия, памятник итальянской готики, резиденция наместников (дожей) Венецианской республики;
  8. Пражский град в Чехии, крепость представляет собой комплекс зданий, построенных в разное время, среди которых сохранилось несколько построек XV века в готическом стиле с местными национальными особенностями (Владиславский зал в Старом дворце).

Владиславский зал в старом дворце Пражского града

В оборонительных целях, крупные горда возводили городские стены в готическом стиле. Такие стены сохранились в городе Каркассоне (Франция) и Йорке (Англия).

За 400 лет так и не сформировалось, чётких принципов оформления жилых и общественных зданий в новом стиле. Правильно будет сказать, что отдельные элементы церковной архитектуры смешивались с классическим романским декором. Этому способствовало и то, что задачи жилых зданий сильно отличались от церковных. Не было никакой необходимости переносить в них сложный каменный декор или создавать огромные пространства.

Общие признаки: 1) стрельчатые окна с орнаментом масворк; 2) колонны и сводчатые потолки; 3) крыши часто делались на деревянных опорах, в отличии от полностью каменных церквей; 4) сохранялось огромное количество признаков романской архитектуры.

Готика в России код

Основная статья: Русская псевдоготика

Главный зал Владычной палаты.

Уникальный пример готических построек на территории Руси — Грановитая палата 1433 года и, вероятно, звонница Софийского собора (1439) Великого Новгорода, связанного в Средневековье с Западной Европой. Звонница неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв.

В Средние века в России, находившейся в сфере влияния византийской цивилизации, готика практически была неизвестна.
Определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля, построенного по проекту итальянских архитекторов.

Готическая архитектура проникла в Россию только в эпоху неоготики, то есть в конце XVIII века. Появление неоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. В Санкт-Петербурге (Московский район) по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780).

Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыно (1776—1796) в Москве — наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова; после его отстранения — по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). По замыслам зодчих, рядом с типичными для европейской готики элементами соседствуют также элементы, типичные для русской барочной архитектуры и ведущего в то время направления — классицизма. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в —1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма!»); перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован.

Одним из типичных образцов неоготики в Москве можно считать Римско-католический собор Непорочного зачатия Девы Марии, построенный в —1911 годах. Собственный дом архитектора Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке (1896 г.) — яркий пример неоготики. Дом украшен островерхими башенками и витражами (сохранились).

Бранденбургские ворота в Калининграде, неоготика

Ряд культовых сооружений, построенных в стиле неоготики имеется в Поволжье и в восточной части России. В частности, в этом стиле выстроены католический храм Святого сердца Иисуса в Самаре (), собор Успения Пресвятой Девы Марии в Иркутске (—) и др.

Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Замки Калининградской области) и большое количество церквей (см. Кирхи Калининградской области), но большинство из них — в разрушенном состоянии. В самом Калининграде отреставрирован фактически «с нуля» средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви).

Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Больше всего их можно найти в Выборге: Дом купеческой гильдии Святого Духа, Усадьба бюргера, Гильдейский дом, дом горожанина, здание банка на Рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVI в.) в Старом городе, но самое главное — единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый Выборгский замок, заложенный шведами в 1293 году. Неоготический кафедральный собор не сохранился до наших дней. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Идея постройки собора заново, по старым чертежам, поддержки не получила. В городе Приморске сохранилось здание лютеранской церкви Марии Магдалины (начало XX в.).

Водонапорная башня в городе Инте Республики Коми была построена в готическом стиле (1955 год). Архитектором был шведский политзаключенный Артур Тамвелиус.

Список источников

  • crossmoda.narod.ru
  • mymansion.ru
  • ru.wikibedia.ru
  • wikiredia.ru
  • www.worldarthistory.com
  • uclg.ru

Общая характеристика готической архитектуры

Амьенский собор

Своеобразный готический стиль в архитектуре складывался на севере современной Франции, в провинции Иль де Франс, а также на территории современной Бельгии и Швейцарии. Несколько позже — в Германии. Есть данные, что уже в начале XII в. мастера аббатства Сен-Дени близ Парижа под руководством аббата Сюжера начали разработку новой конструкции типично готической стрельчатой арки. Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.

От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культовых зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Капелла Сент-Шапель

Собор как центральное явление готического стиля был средоточием всех видов художественной деятельности в их совокупном проявлении: архитектуры, живописи (витражи и роспись), музыки и литературы (литургия и проповедь). Также собор был важнейшим центром жизни европейского города, кроме церковной службы в нем устраивались университетские лекции, театральные представления, иногда заседал городской совет и королевский парламент. Кафедральный собор, в отличие от романского храма, — городское сооружение: контрастируя с небольшими окружающими постройками, он господствовал над городом. Первые готические соборы появились в Северной Франции, затем стиль приобрел всеобщее распространение. После крестовых походов она была усвоена в Сирии, на островах Кипр и Родос. Христианские государи Англии, Испании, Германии приняли готику как знак-символ божественного провидения и монархической власти. Утверждали готическую архитектуру и монашеские ордена.

Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля . Они были вместительны, высоки, нарядны , зрелищно декорированы.
Динамичность, легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа.

Главное отличие готического собора — устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик собора. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода. Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы — контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами.

Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Этому способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных пинаклями контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.

Вслед за собором устремлялись вверх и городские постройки. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.

Мирский замок

В Гродненской области (Беларусь), в поселке Мир, находится один из важнейших туристических объектов, охраняемый ЮНЕСКО. Готический средневековый замок, заложенный князем Ильиничем, впервые упоминается в хрониках в 1395 году. Мощные высокие стены с бойницами и боевые галеры являлись свидетельством отличной обороноспособности целого комплекса сооружений, однако поселок и в самом деле представлял собой спокойный уголок, и на жителей цитадели никто не нападал.

Историки считают, что местная достопримечательность была построена ради престижа: князь мечтал о титуле графа, и чтобы его получить, претендент обязательно должен был владеть замком. Богатству и роскоши архитектурного ансамбля, вокруг которого был разбит чудесный сад, завидовали многие правители. Замок, переживший Северную войну и вторжение Наполеона, постепенно разрушался. Свое второе рождение он обрел в конце XIX века, когда сюда переехал князь Николай Святополк-Мирский.

Сейчас от былой роскоши готического замка, фото которого обязательно делают на память туристы, почти ничего не осталось. Однако гости не устают восхищаться изумительной красотой красных кирпичных стен и небольших белоснежных ниш с арочными проемами. Обновление продолжается и в настоящее время, и, как обещают власти, через несколько лет посетители увидят восстановленные парк и пруд.

Особняк Саввы Морозова

Роскошная усадьба по адресу Спиридоновка, 17 в справочниках ещё называется «Особняк Зинаиды Морозовой», так прославленный русский предприниматель построил этот дом для любимой жены.

Промышленник доверил строительство молодому архитектору Фёдору Шехтелю, и не прогадал. Здание получилось действительно роскошное. Начинающий мастер возвёл его в неоготическом стиле, и усадьба стала первым живописным шедевром городского зодчества с петровских времён.

Купеческий дом стал настоящим архитектурным шедевром Москвы, фасады и внутреннее убранство которого вот уже более 100 лет поражает москвичей и гостей столицы. По мнению редакции ТопКафе, это одно из самых красивых зданий этого списка.

8

Реймсский собор. Реймс. Франция

Notre-Dame de Reims был построен в течение ста лет, с 1211 по 1311 годы, и только западный фасад великолепного готического здания был построен немного позже.

Построенный на месте древней романской церкви, собор стал образцом французской готики, так называемого «ланцетовидного стиля». Его выделяют высокие, 80 метров каждая, башни, оригинальное убранство внешних фасадов, что делает его самым гармоничным среди подобных сооружений Средневековой Франции.

Знаменит тем, что по инициативе героини Франции Жанны д’Арк здесь короновался Карл VII, что стало переломным событием в войне с Англией, вошедшая в истории под наименованием «Столетняя война».

4

Характерные черты архитектуры

Архитектура во все времена отражает особенности жизни человеческого общества. Когда повсюду бушевали войны и междоусобные распри, люди вынуждены были строить жилье, похожее на неприступную крепость

Так появились замки с башнями (неприятеля важно было увидеть издалека). К ним вели винтовые лестницы, очень узкие, по которым мог проходить только один человек

И такое решение было продиктовано соблюдением мер безопасности. Попасть внутрь замка позволял подъёмный мост. Он перекидывался через глубокий ров, вырытый по всему периметру строения.

Настоящая крепость, окружённая рвом, заполненным водойИсточник www.fondosgratis.mx

Разные виды замкового направления

Современный проект дома в замковом стиле воссоздаёт облик неприступной крепости лишь внешне. Он позволяет возвести основательный монументальный объект с толстыми стенами без выступов, с башнями, с колоннами, с пристройками в виде анфилад. Спроектировать здание и украсить его изнутри в нужном стиле по силу любому дизайнеру. Такое жилье будет выделяться на фоне традиционных типовых проектов. Оно простоит не одно десятилетие, и станет надёжным убежищем для нескольких поколений одной семьи. Существуют разные варианты воплощения стиля. У каждого есть свои характерные черты.

Современная версия замковой архитектурыИсточник static.tonkosti.ru

Готические замки выглядят строго и немного мрачновато. Они обладают особой аурой, очень сильной и немного мистической. Так действует на человека величественный вид стен, устремляющихся ввысь. Они возводятся из холодного камня, и сверху накрываются остроконечными крышами. Фасады украшают аркбутаны (стрельчатые арки), строгие вертикальные колонны, обрамлённые в рамки, узкие удлинённые витражные окна. И это не все декоративные элементы. Кроме них на фасадах присутствуют тимпаны, вимперги, архивольты. Все это вместе помогает формировать особую атмосферу, которая подходит не каждому.

Готический замок – эксклюзивный проект жилого домаИсточник assets.bwbx.io

Замки в стиле ренессанс более сдержаны в исполнении. Такие дома похожи на классические загородные коттеджи. В центре фасада осевая вертикаль. Вокруг неё строго симметрично выстраиваются все архитектурные элементы. Их набор соответствует античному: обязательно есть наличники на всех окнах и дверях, фронтоны, пилястры, барельефы. Много узора. Он создаётся при помощи строгих геометрических линий.

Классические загородные поместья в замковом стилеИсточник arxip.com

Такое оформление чаще всего используется, когда строится дом в стиле замка небольшого размера. Внутри него обязательно должен быть дворик прямоугольной формы, окружённый открытыми аркадами. Ландшафт подбирается соответствующий. Лучше всего подчеркнёт красоту стиля французский регулярный сад.

Ландшафт соответствует стилю домаИсточник yandex.net

Замки в стиле барокко выглядят вычурно и очень ярко. В их облике чувствуется стремительное движение. Такой эффект помогают формировать плавные волнистые линии, очень богатые украшения, сложные по исполнению. Впервые здесь применяется приём оптического обмана. Просто большое здание после правильного оформления становится грандиозным. Оно добавляет могущества хозяину жилья, наглядно демонстрирует его высокое положение в обществе.

Замок в стиле бароккоИсточник www.project-home.ru

Отличить стиль барокко от ренессанса несложно: В эпоху Возрождения архитекторы предпочитали украшать здания элементами, имеющими плоские поверхности. Барокко отличается наличием большого количества скульптурных деталей.

Наличие скульптуры в оформлении фасада – отличительная черта бароккоИсточник 66.media.tumblr.com

Фасад в барочном стиле выглядит более богато за счёт изогнутых стен, за счёт наличия на них слепых арок, колонн, статуй, другой рельефной архитектуры. Тут допустимы яркие цвета, применение позолоты. Чем красочнее получается замок, тем лучше. Он больше похож на дворец и снаружи, и изнутри. Интерьеры такие же роскошные. И это нравится современным домовладельцам. О чем свидетельствует наличие спроса на проекты подобного рода.

Даже простой по исполнению замок в стиле барокко выглядит роскошно и великолепноИсточник www.new-houses.info

Современный дом в средневековом стиле – не типовой проект, а индивидуальный заказ, позволяющий создавать жилье, которое всегда будет в центре всеобщего внимания

Не важно, какая строительная технология используется для его возведения. Конечный результат позволит получить классическое монументальное жилье с современным наполнением

Монументальный дом на векаИсточник yandex.net

Готика Англии и Франции

Зарождение готики как архитектурного стиля произошло на севере Франции. Своего рассвета она достигла в XIII веке. Основной готической постройкой в то время был монастырь ордена бенедиктинцев с библиотекой на 570 книг. Вторым главным собором во Франции стал собор Парижской Богоматери.

ФОТО: worldlist.travelСобор Шартре был построен в период с XII до XIX веков. От других построек он отличается художественной цельностью

В Англии, в отличие от других стран, готика появилась рано и просуществовала до четырнадцатого века. Собор в Солсбери стал одним из образцов английской готики, но национальной святыней и резиденцией епископа стал Кентерберийский собор. Британская готика делится на несколько периодов: английская готика, геометрически-криволинейная и перпендикулярная.

ФОТО: hakkindabilgial.comКентерберийский собор построен в XII-XIV векахФОТО: pp.userapi.comВинчестерский собор в Англии – одно из самых посещаемых мест

Ланцетовидная готика, ранний период

Ланцетовидная готика – ранний период развития готической архитектуры в Англии, который продолжался с 1180 г. по 1240 г. Для этого периода характерно влияние предшествующей романской архитектуры и французской культуры. Французское влияние связано с тем, что , где активно развивалась готика, в XII веке были завоёваны Англией.

Кентерберийский собор, башня

На­зва­ние направления «лан­це­то­вид­ный», свя­за­но с рас­про­стра­нён­ной в это вре­мя фор­мой окон – уз­ких, вы­со­ких, с не­боль­шим стрель­ча­тым за­вер­ше­ни­ем. Слово происходит от понятия «ланцет» — заострённый клинок.

Постройки:

  1. Кентерберийский собор, к ранней готике относится главным образом оформление хора (пространство перед алтарём), прототипом для всего проекта послужил французский собор в городе Санс;
  2. Даремский собор, 1093-1133 гг., собор планировался в романском стиле, но был перестроен в стиле ранней готики;
  3. Собор в Уэльсе, 1185-1240 гг., в последствии был перестроен в стиле украшенной готики.

Признаки: 1) Высокие узкие окна (ланцетовидные); 2) признаки романского стиля; 3) отсутствие «вертикализма» при сравнении с французскими постройками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector