Самые красивые готические соборы европы: топ 5

Готика в Польше

Готический алтарь Мариацкого костёла в Кракове

Готический стиль распространился в Польше на протяжении XIV—XV веков. На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши. Значительное распространение готического искусства имело в городах немецких колонистов. Тевтонские рыцари, большие магистры которых часто были профессиональными строителями, переняли тот специфический стиль готической архитектуры зажиточных городов Ганзы. Некоторые из этих сооружений, церковь Матери Божьей в Данциге (1345—1503) и самое значительное кирпичное сооружение — дворец больших магистров в Мариенбурге (1276—1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше. Своё влияние оказало и чешское готическое искусство, представленное учениками Петра Парлержа. Поздний готический стиль расцветет в Польше лишь в XV веке.

Самыми давними скульптурными достопримечательностями Польши является отделка романских церквей, в частности бронзовые врата собора в Гнезно (1129—1137) и двери собора в Плоцке. Готические скульптурные достопримечательности датируются XIV—XV ст. Самые известные из них — статуи князей династии Пястив, которые сохранились во Вроцлаве, Ополе, Кресобоже, Любуше и Кракове.

Из середины XIV века значительного развития в Польше приобрел резчик. До наших времен сохранилось несколько хороших образцов резных деревянных алтарей (алтарь Вита Ствоша в Кракове). В Мариацком костёле (Мариенкирхе) алтарь является крупнейшим готическим резным алтарём в мире (высота — 13 м, ширина — 11 м, высота фигур до 2,80 м).

К лучшим образцам живописи принадлежат миниатюры и орнаменты в манускрипте, который содержит житие св. Ядвиги, созданные Николаем Пруссом (в 1353 г.). Богемское искусство миниатюры, которое было сочетанием французской и итальянской традиций с оригинальными чешскими элементами, достигло Польши лишь в XV столетии.

Русская готика

В некоторых искусствоведческих энциклопедиях к готическому стилю относят средневековые церковные и светские постройки, действительно, они имеют отдельные признаки стиля, но такой взгляд не является традиционным, всё-таки византийская архитектура далека от классической французской. Если присмотреться к деталям фасада Спасской башни Московского Кремля, то также можно найти явные готические элементы, здесь очевидно влияние западной Европы. Для строительства Кремля приглашались мастера из Италии. Но, опять же, всё это только отдельные элементы, нельзя сказать, что в России имело место какое-то бурное развитие стиля в средневековый период.

Полноценное развитие стиля началось в XVIII-XIX веках с наступлением эпохи неоготики.

1. Православные церкви в готическом стиле. Изначально готический стиль был стилем католических соборов, поэтому в православных храмах он не использовался принципиально. Однако в конце XVIII века архитекторы начали предпринимать попытки адаптировать западную архитектуру к православной традиции. Широкого распространения данное архитектурное течение не получило, тем не менее было возведено несколько построек.

Чесменская церковь, русская готика

Крупнейшие церковные постройки:

  1. Чесменская церковь, 1777-1780, Санкт-Петербург, стилизации под готику в екатерининскую эпоху;
  2. Часовня святого Александра Невского, 1831-1833 гг., Петергоф, автор проекта немецкий архитектор К.Ф.Шинкель;

Библиотека Николая II в Зимнем дворце, русская готика

2. Светские здания и частные интерьеры. В русской готике периода историзма было много эклектичного (смешения стилей), как и в других странах Европы. Нельзя сказать, что сформировались какие-то уникальные национальные особенности, большинство проектов были авторскими, архитекторы, зачастую, импровизировали с интерьерными элементами, а не следовали каким-то однообразным правилам.

Воронцовский дворец в Крыму, парадная столовая, проект английского архитектора Блера

Великобритания XIX века считалась центром новой готической культуры, поэтому во многих русских интерьерах можно увидеть подражание (английскому). Очень часто в готическом стиле выполнялся интерьер только одного или нескольких помещений в здании.

Крупные постройки и отдельные интерьеры:

  1. Александровский зал Зимнего дворца, Санкт-Петербург, 1837 г., автор проекта А.П. Брюллов, в интерьере смешаны элементы готики, ампира и русские национальные орнаменты;
  2. Воронцовский дворец в Крыму, 1828-1848 гг., автор проекта – английский архитектор Эдвард Блэр, проект здания выполнен в стиле историзм и имеет черты различных стилей, но с ярко выраженными английскими чертами в интерьерах.
  3. Особняк Зинаиды Морозовой в Москве, 1893-1898 гг., архитектор ;
  4. Интерьер столовой в Особняке Кёльха, Санкт-Петербург, 1896-1903 гг., столовая имеет роскошное оформление элементами с деревянной резьбой.
  5. , Санкт-Петербург, 1894-1895 гг., архитектор – А.Ф. Красовский.

Никольская башня

Иван III, освободив Русь от монгольского ига, начал коренную перестройку Москвы, пригласив для этих целей итальянских мастеров.

Коснулись преобразования и главной крепости столицы, в том числе и Никольской башни. Для работ в Москву приехали лучшие зодчие со всей России. Стены обложили красным кирпичом, а высота стен и башен стала выше и толще.

В конце XVIII столетия архитектор А. Руска надстроил над въездными воротами восьмерик в готическом стиле, придав башне новый оригинальный облик. Реконструкция 1491 года и работы А. Руске дают основание считать Никольскую башню памятником архитектуры с элементами готики.

Готическая архитектура Италии.

7

Внешний облик

Кёльнский собор кажется устремленным вверх за счет заострения арок с вертикальными контрфорсами. Вертикаль – характерная особенность готического стиля, доминирующая в архитектуре Средневековья. В широком фасаде – красочные витражи с библейскими сюжетами. Огромные витражные пространства разделены ажурной каменной вязью.

На стенах изображены каменные скульптуры ангелов, святых и узоры в виде арок, окружностей, колонн и ниш. Арка над главным входом и ажурные каменные узоры шпилей – отличительные детали в архитектуре Кельнского собора.

Здание состоит из многочисленных арок и пилястр, которые создают минимальные препятствия солнечным лучам, и в храме господствует естественное освещение. Около Кёльнского собора всегда дует ветер, даже если вокруг абсолютный штиль.

Воздушные потоки, натыкаясь на 157-метровые башни, устремляются вниз, встретив столь неожиданную преграду на пологой рейнской равнине. Средневековый великан стоит в окружении 12 древних церквей Кёльна, словно застывших в хороводе.

Собор достраивали в XIX веке, применяя более совершенные технологии. Потолочные балки собора сделаны из железа, так что во время Второй мировой войны при бомбардировке 14 прямых попаданий не сокрушили своды собора.

Внутреннее убранство собора

Внутреннее помещение объединяет главный зал, галереи, капеллы и несколько часовен. Стены, своды и пол собора выложены из местного серого камня. В главный соборный зал ведут огромные бронзовые ворота. Посреди зала – пышные резные колонны с причудливыми узорами в форме сказочных растений. Огромные колонны, словно деревья, поддерживают высокие своды.

Стены украшены лепниной и яркой мозаикой с позолотой. Вдоль стен у алтаря – коллекция скульптур библейских святых. В соборе 14 статуй Иисуса Христа, статуи Девы Марии и двенадцати апостолов.

Центр зала венчает роскошный мраморный алтарь. Сквозь многочисленные витражи льется свет и окрашивает скульптуры и колонны в лиловые и розовые, желтые и синие тона. Переходы оттенков цвета один в другой, прозрачность витражей в сочетании с органной музыкой, звучащей в соборе, создает праздничную, радостную атмосферу.

В Кёльнском соборе самые большие в Германии хоры, на которых помещается 104 певчих. Два кресла во время службы там никто не занимает: одно – для Папы, второе – для императора.

Неоготика и современность

Интерес к готической архитектуре возродился в конце 18 века и ознаменовался появлением нового направления — неоготики, характерного, например, для студенческих городков солидных учебных заведений. Появились и светские постройки, например, здание городского совета в Мюнхене или Берлине.

Готический интерьерный дизайн домов знатных европейцев оформился к концу 19 века, когда появилась мода на пышный и одновременно мрачный декор в стиле рыцарского замка. Сегодня его трудно назвать универсальным: для оформления стандартной гостиной он малопригоден, но хорошо смотрится в просторном помещении загородной усадьбы. Для воплощения современного готического стиля не обойтись без определенной стилизации и следующих элементов:

Просторной комнаты с высокими потолками и большими окнами.

Готическая спальняИсточник i.pinimg.com

  • Использования натуральных материалов: дерева, камня, металла.
  • Характерной палитры: иссиня-черного, золотистого, коричневого, фиолетового, изумрудного, темно-синего, насыщенного красного и серебристого цвета.

Интерьер с каминомИсточник roomester.ru

  • Чтобы интерьер не получился чересчур мрачным, палитру разбавляют светлыми красками, как вариант — смешивают с другими стилями.
  • Мебели со средневековым шармом: тяжелой, резной, с коваными деталями, украшенной позолотой и росписью. Гармонично будет выглядеть обивка из роскошных тканей, бархата или парчи темных оттенков.

Светлая готикаИсточник kstudiosdesign.files.wordpress.com

  • Аксессуаров. Детали — важная часть средневекового антуража. Не стоит забывать про витражи, тематические гобелены, бронзовые подсвечники. Атмосферной деталью выглядит потертый кожаный сундук.
  • Освещения. Завершающим штрихом станет кованая люстра с лампами в форме свечи на ветру, которую дополнят подходящие светильники и бра.

Кухня-столоваяИсточник roomester.ru

Об идеях дизайна в духе средневекового замка в следующем видео:

Заключение

Готический стиль способен подарить немало интересных идей для дизайна гостиной или спальни, но он подходит далеко не каждому, и потому не считается популярным направлением

Чтобы воплотить этот непростой стиль, важно знать, какие особенности ему присущи, уметь выбрать отделочные материалы и мебель, подобрать текстиль и декор в нужной цветовой гамме

Франкфуртский собор

Еще одно название собора – Императорский собор святого Варфоломея. Он расположен во Франкфурте-на-Майне и является наиболее крупным в этой области духовным памятником. Здание выстроено из красного кирпича.

Раньше в этом соборе проводились церемонии коронации императоров Священной Римской Империи. На протяжении всей истории это здание было кайзерским, а не кафедральным собором. В 19 веке Франкфуртский собор стал символом единения германской нации.

Шпиль собора имеет высоту 95 м. Общая длина здания – 64 м, высота купола – 23 м.

Интересные факты:

  • Известно, что ранее участок, на котором теперь стоит Франкфуртский собор, был островом. Результаты раскопок показали, что на этой территории люди жили еще со времен неолита.
  • Собор обрел черты, присущие готическому стилю, в 13 веке. Свой сегодняшний вид он обрел только в 15 веке.
  • В марте 1944 года в ходе авианалета собор святого Варфоломея получил сильные внешние повреждения, а интерьер был уничтожен практически полностью. К счастью, все произведения искусства и прочие ценности, которые хранились в нем, были заранее вывезены в безопасные места, а после того как ситуация стабилизировалась, возвращены обратно.

В Германии есть большое количество соборов, выполненных в готическом стиле. Большинство из них были построены в 10-13 веках и претерпели некоторые изменения, поскольку пережили различные катастрофы и войны. Вместе с тем эти здания сохранили характерные черты стиля до сегодняшнего дня. Некоторые из них входят в список Всемирного культурного наследия человечества.

Конструктивные и художественные элементы готического стиля:


контрфорс
вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую
часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору,
связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей
стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от
сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной,
ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к
основанию;


аркбутан
наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора
от сводов на опорный столб (контрфорс), расположенный за пределами
основного объёма здания;


пинакль
декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным
фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на
уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен.
Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана,
чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко
утяжеляли свинцом;


нервюры
(фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее ребро каркасного
крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов
позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и
боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также
называют веерным. Система нервюр образует каркас, облегчающий кладку
свода.


Готические своды Сен-Шапель — часовни-реликварии на территории
бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже:

Своды
готического собора:


масверк
— готический декоративний каркасный орнамент, все элементы которого
построены при помощи циркуля. Состоит из стилизованных трилистников
либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов. Выполняется глубоким
рельефом на деревянных либо каменных конструкциях.


Вимперг — (нем. Vimperg)
– высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и
оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной
или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными
пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).



Трифорий
  —
невысокая декоративная галерея в средневековых соборах Западной
Европы
,
расположенная в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы
 от
среднего.


__________________________________________________________________________________________

Родиной
готической архитектуры является Франция. Крёстным отцом готического
стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который
в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени.
Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван
символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за
Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской
Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Базилика
аббатства Сен-Дени в Париже:

Собор
Парижской Богоматери в Париже:

В каждой
европейской стране готика имела свои особенности, но в целом можно
выделить три периода развития этого стиля, характерные для всех:

Технология изготовления паяного витража

Шаг 1. На зафиксированном на рабочем столе шаблоне отмечают, какого цвета будет каждый элемент рисунка. Можно наносить метки цветными фломастерами или подписывать простым карандашом.

Шаг 2. Выбирают кусочек стекла нужного цвета и кладут его сверху на соответствующую деталь рисунка.

Переводим детали на пленку

Вырезаем пленку и раскладываем на стекле

Шаг 3. Если сквозь стекло хорошо видны линии рисунка, проводят по контуру детали стеклорезом. Если линии плохо видны, прорисовывают их на стекле. В работе со стеклорезом необходимо придерживаться рекомендаций мастеров витражного искусства:

  • поверхность стекла должна быть чистой (в случае необходимости ее нужно обезжирить);
  • рез должен быть достаточно быстрым и равномерным, без излишнего нажима;
  • при правильном выполнении реза должен быть слышен характерный звук потрескивания стекла;
  • за 5-7 мм до конечной точки реза нужно ослабить нажим на стекло;
  • нельзя проводить стеклорезом несколько раз по одной и той же линии.

Вырезаем детали

Отламываем деталь

Ломание стекла

Шаг 4. Включают шлифовальную машинку и подносят к вращающейся головке кромку стекла. Слегка прикасаясь к механизму, обтачивают деталь. Во время работы выполняют «примерку»: кладут резанный элемент рисунка на шаблон и сверяют соответствие размеров и изгибов линий.

Деталь нужно обточить на шлифмашинке, чтобы края были ровные

Шлифовка

Шаг 5. Обточенный кусочек стекла обертывают клейкой фольгированной лентой. Для выполнения этой задачи можно использовать специальные инструменты: ролики. Но можно обойтись и без них. Ленту приклеивают так, чтобы ее края охватывали стекло с двух сторон, выступая за кромку на 1 мм. Поэтому ширина ленты должна соответствовать толщине стекла с учетом этого требования.

Оборачиваем края фольгой

Выкладываем детали на эскиз

Все детали уложены

Шаг 5. Когда будет готова часть рисунка и на шаблоне уложены все его, вырезанные из стекла, элементы, приступают к пайке. Нагревают паяльник до нужной температуры, берут пруток припоя и прикладывают его к линии стыка двух кусочков стекла.

Шаг 6. Прикасаются к припою паяльником и «ведут» припоем по линии рисунка.

Выполняем пайку

Шаг 7. После того как будут проработаны все стыки между элементами шаблона, стеклянное полотно переворачивают и повторно выполняют ту же работу: припаивают кусочки стекла друг к другу.

Шаг 8. Когда будут готовы несколько модулей рисунка, приступают к их соединению с помощью протяжки. На этом этапе работ используют Н-образный профиль. Это достаточно гибкий материал для того, чтобы соединить стекло даже со сложными линиями изгибов.

Шаг 9. После сборки витража, его нужно установить в раму. Если полотно получилось достаточно легковесным, можно использовать деревянные штапики с прорезью. В этом случае понадобится Y-образный профиль, узкую часть которого вставляют в щели.

Для тяжеловесных витражей используют деревянные или металлические рамы с П-образным сечением. Ширина этих планок должна соответствовать толщине стекла с учетом двух слоев припоя и клейкой ленты.

Шаг 10. Витраж в раме устанавливают в оконный проем.

Гостиная в готическом стиле

Готическая гостиная станет удачным выбором, если требуется оформить достаточно просторное помещение с высоким потолком. Не рекомендуется применять такой дизайн для типовой квартирки. Однако, как и в любом другом вопросе возможны исключения, особенно, если к разработке дизайна будет проявлен креативный подход.

Минималистическая гостиная с готическими чертами

Если вам хочется иметь гостиную в стиле Готики, однако очень нравиться такой стиль, можете придать минималистическому дизайну соответствующие черты, используя несколько характерных элементов. Это может быть, например, высокий стул-трон, который будет выделяться на фоне современной мебели. Подойдет также стеклянная мозаика с соответствующим сюжетом или дизайнерская кованая люстра. В результате сочетания предметов из разных эпох получиться интерьер, с легким оттенком эклектичным.

Статусная гостиная готическая: отделка

Отделка такого помещения должна выполняться самыми простыми материалами. Идеально подойдут Для покрытия стен, удачно имитирующие кирпичную кладку. Ими же должен отделываться потолок в готическом стиле.

Для пола подойдет натуральный камень, темное дерево или керамическая плитка.

В связи с этим, не следует использовать тщательно отполированный паркет.

Если гостиная обустраивается в здании со стандартной архитектурой, то можно применить некоторые хитрости. Например, можно придать окнам стрельчатую форму, используя ламбрекены на жесткой подкладке с соответствующим силуэтом. Кроме того, можно создать имитации колонн и сводов с помощью накладных декоративных элементов.

Цвет

Для готического интерьера характерно применение темной цветовой палитры. Изначально, такое оформление было чисто церковным, поэтому для него использовали 2 цвета: красный и синий. Они символизировали грешную плоть земную и небесную чистоту. В современном «прочтении» для Готики рекомендуется использование темно-красного, черного, синего и белого цветов.

Декор в готическом стиле

При создании декора в готическом стиле широко применяется необычный прием миниатюризации, нехарактерный для других интерьерных стилей. Например, приветствуется, когда камину придается форма самого «замка» со всеми его башенками.

Отдельное место отводится витражам. Этот вид искусства изначально был изобретен для украшения храмов. Однако короли и высшая аристократия стали использовать его при оформлении своих дворцов. Витражи в готическом стиле для интерьера светского, как правило, изображают сценки с участием различных персонажей (рыцарей, дам, их слуг, собак и пр.), а также цветы и геральдические символы.

Шикарно выглядят витражи, получившие название «Готическая роза». Они имеют круглую форму и размещаются на фасаде здания. В центре «Розы» может находиться герб, крест или изображение святого покровителя дома. Вокруг располагаются цветы, из которых складывается сложный и красивый орнамент.

Мебель в готическом стиле для гостиной

Мебель для готической гостиной должна быть достаточно массивной и выполненной из темного дерева. Опять же будет уместно использовать прием миниатюризации. Например, силуэт замка может быть отражен в форме и конструкции большого комода.

Готический стиль в интерьере гостиной предполагает использование в качестве смыслового центра интерьера камина. Возможно также обустройство большой, высокой печи, облицованной изразцами. Последний вариант был распространен в Средневековой Германии, откуда позже попал в Россию.

Согласно канонам Готики, принято расставлять мебель вдоль стен, тем самым освобождая пространство в центре комнаты.

Кроме стола и стульев, напоминающих трон, в помещении могут быть установлены лари. Они должны быть с высокой спинкой и использоваться в качестве сиденья. Оригинально выглядят характерные для средневековья разгибные стулья. Они являются прообразами современных трансформеров и очень практичны в эксплуатации.

Шикарно смотрятся варианты с ажурными боковыми стенками в нижнем ярусе.

Текстиль и светильники

Текстиля в готическом интерьере обычно немного. Использование ковров стало характерно лишь в ее поздний период. Поэтому многие современные дизайнеры с неохотой включают такие предметы интерьера в свои проекты. Их успешно заменяют гобелены, которыми украшают стены гостиной. Они представляют собой «картины» с сюжетом, соответствующим эпохе.

Кроме того, в готическом интерьере должны использоваться шторы из натуральных дорогих тканей.

Что касается освещения, то Готика предполагает использование кованых люстр, которые подвешиваются в центре потолка. Если помещение просторно, то лучше использовать два одинаковых светильника.

Завод «МЭЛЗ»

Завершим обзор на старейшем в России предприятии электроники, расположенном на Электрозаводской улице.

Строительство здания крупнейшего на тот момент завода акционерного товарищества «Проводник» началось в 1914 году. Архитектор Г. Евланов задумал возвести в промышленном московском квартале величественный готический замок с высокими шпилями и резными окнами-розетками.

В задумку архитектора вмешались события революции и Гражданской войны, и здание достроили только в 1927 году. От первоначального плана остались лишь угловой массивный фасад, напоминающий готические башни, и ворота в виде портала готического храма.

Собор Парижской Богоматери. Париж Франция

Сложно отыскать на карте Европы более известного храма, чем Notre-Dame de Paris, воспетый многими поэтами и литераторами, отображенный на не на одной сотни картин великих живописцев разных эпох.

Символ Парижа начали строить в 1163 году, а уже в начале XVI века он предстал во всей своей красе. Красивый католический собор стал ярким примером французской готики, вместе со столицей переживал счастливые и трагические события.

Во время Великой революции многие ценности были разграблены, а скульптуры, украшавшие здание, разбиты. Помнит собор и коронацию Наполеона Бонапарта, а также бои на улицах Парижа во времена Парижской коммуны.

20

«Тело и душа» готического собора

Условно собор можно разделить по вертикали на три яруса. В подвальном ярусе размещались складские помещения, мастерские, кухни. Он был недоступен прихожанам и задумывался как нежилой, с толстыми стенами и без окон. В средневековом мировоззрении подвальные помещения являлись символом «нижнего мира», где скрыты суетные, низменные помыслы и нужды человека.

Средний ярус начинался от уровня земли и заканчивался крышей. Он символизировал тело собора — и образно говорил о человеческой природе. На этом ярусе помещалось большое количество скульптур святых, царей или мифологических существ. Стены украшались аллегорическими изображениями пороков и добродетелей. Оконные проемы стали украшаться витражами — целыми композициями из цветных стекол. Они наполняли собор светом и создавали внутри фантастическую атмосферу.

Третий ярус готического собора — башенный, возносящийся в небо. Кроме двух башен на фасаде, в одной из которых находилась колокольня, в этот ярус входили многочисленные пинакли — декоративные башенки с фиалами — декоративными завершениями. Они покрывали крышу базилики подобно лесной чаще. Стрельчатые башни возносились вверх и там истончались, заканчиваясь шпилями.

Готика стала последним стилем Средневековья — на смену ему пришла эпоха Ренессанса. Новые идеи заставили искать другие ориентиры, и зодчие Европы опять обратили свои взоры к античной эпохе. Именно ее достижения вновь преобразили искусство архитектуры.

Трон Карла Великого. Ахенская капелла. Германия. VIII в.

Мавзолей Теодориха Великого. Равенна. VI в.

Аббатство Мария Лаах. Германия. XI–XIII вв.

Пизанский собор. Италия. XI–XIII вв.

Поделиться ссылкой

История готического стиля

История готического стиля берет свое начало во Франции в начале XII века, когда католическая церковь находилась на пике могущества. В большинстве стран Западной Европы тогда началось масштабное строительство огромных величественных соборов и церквей. Своеобразная вытянутая вверх архитектура должна была подчеркнуть стремление человека к Богу и вызывать духовный трепет у прихожан.

Одновременно готический стиль начал формироваться и в дизайне интерьера. Пышное внутреннее убранство храмов вызывало чувство неподдельного восхищения у местной знати, поэтому вскоре готика стала популярной и при обустройстве дворцов вельмож.

Готика в Средние века не была широко распространенным стилем интерьера, напротив, она всегда оставалась элитным направлением дизайна. Готические мотивы преобладали во многих сферах искусства, включая живопись, вплоть до середины XV века, а затем уступили место прогрессивным идеям эпохи Возрождения.

Последующие четыре столетия готический стиль находился в упадке, но внезапно ситуация изменилась кардинальным образом. В середине XIX века на фоне растущего интереса к истории возникла неоготика.

В это время во многих странах Европы начались активные работы по восстановлению старинных готических памятников архитектуры. Параллельно строились новые здания в давно забытом средневековом стиле. Наибольшую популярность неоготика приобрела в Англии и Германии, где до конца столетия было возведено множество великолепных соборов. А в США примерно в то же время даже сформировался новый подстиль архитектуры — коллегиальная неоготика, который широко использовался при строительстве студенческих городков престижных университетов.

Европейская знать во второй половине XIX века также приобщилась к модному увлечению готикой. Вплоть до начала ХХ столетия во многих странах продолжалось строительство пышных загородных замков с роскошными интерьерами в стиле средневековых дворцов.

В наши дни готический стиль интерьера сохранился не только в старинных особняках и храмах. Он по-прежнему востребован среди состоятельных людей, желающих обустроить свое жилье с величием и размахом средневековых властителей.

Бременский собор

Полное название – Бременский кафедральный собор Святого Петра. Находится здание в городе Бремен.

Начало Бременскому собору дала церковь Святого Виллехада, которая была построена в 789 году. Через несколько лет она сгорела, а в 805 году была построена новая церковь. В дальнейшем строения расширялись.

Основная информация:

  • высота башен – почти 100 м;
  • высота смотровой площадки – 68 м;
  • длина нефа – 93 м.

Интересные факты:

  • к достопримечательностям собора Святого Петра относят Свинцовый подвал, в котором находится 9 хорошо сохранившихся мумий;
  • на территории собора расположен сад, открытый для туристов: в нем растут растения около 120 видов, которые упоминаются в Библии;
  • собор практически полностью построен из песчаника.

Общая характеристика готической архитектуры

Амьенский собор

Своеобразный готический стиль в архитектуре складывался на севере современной Франции, в провинции Иль де Франс, а также на территории современной Бельгии и Швейцарии. Несколько позже — в Германии. Есть данные, что уже в начале XII в. мастера аббатства Сен-Дени близ Парижа под руководством аббата Сюжера начали разработку новой конструкции типично готической стрельчатой арки. Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.

От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культовых зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Капелла Сент-Шапель

Собор как центральное явление готического стиля был средоточием всех видов художественной деятельности в их совокупном проявлении: архитектуры, живописи (витражи и роспись), музыки и литературы (литургия и проповедь). Также собор был важнейшим центром жизни европейского города, кроме церковной службы в нем устраивались университетские лекции, театральные представления, иногда заседал городской совет и королевский парламент. Кафедральный собор, в отличие от романского храма, — городское сооружение: контрастируя с небольшими окружающими постройками, он господствовал над городом. Первые готические соборы появились в Северной Франции, затем стиль приобрел всеобщее распространение. После крестовых походов она была усвоена в Сирии, на островах Кипр и Родос. Христианские государи Англии, Испании, Германии приняли готику как знак-символ божественного провидения и монархической власти. Утверждали готическую архитектуру и монашеские ордена.

Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля . Они были вместительны, высоки, нарядны , зрелищно декорированы.
Динамичность, легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа.

Главное отличие готического собора — устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик собора. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода. Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы — контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами.

Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Этому способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных пинаклями контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.

Вслед за собором устремлялись вверх и городские постройки. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.

ЦУМ

В 1857 году два шотландский предпринимателя Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз зарегистрировали торговую марку «Мюр и Мерелиз», а в 1885 году открыли свой магазин в центре Москвы.

Магазин сгорел в результате пожара, и на его месте в 1908 году построили огромное 7-этажное здание в стиле неоготики. Именно с этого момента берёт свою историю крупнейший и старинный магазин России.

Автором архитектурного проекта красивого и необычного для Москвы здания стал Р. И. Клейн. Мастеру удалось гармонично синтезировать в проекте элементы английской готики и зарождавшегося в те годы модерна.

5

 Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла

Православная Москва толерантна в отношении других религий, и потому в 1905 г в Старосадском переулке вырос красивейший лютеранский собор.

Архитектор В. Косов, выступивший соавтором проекта храма Христа Спасителя, выстроил собор в стиле неоготики с классическими окнами-розетками и высоким шпилем. Как и положено, внутри был построен орган, а богослужения велись на английском языке.

В советские годы собор лишился своих основных архитектурных элементов, но на сегодняшний день полностью восстановлен за счёт средств прихожан и пожертвований.

6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector