Как обжать автомобильную клемму и провод
Содержание:
- Несколько слов о производителях коммутаторов
- Основные виды клемм
- Как обжать наконечники для проводов без инструмента
- Опрессовка специальными гильзами
- Как обжать автомобильную клемму плоскогубцами
- Работаем с мультиметром
- Где используются обжимные клещи
- Что такое скрутка провода и чем она опасна
- Скрутка
- Как соединить клемму и провод при помощи кримпера
- Плюсы и минусы скрутки проводов в авто
- Обжатие провода и наконечника подручными средствами, без пресса и специнструмента.
- Плюсы и минусы обжимки проводов в авто
- Скрутка
- Плюсы и минусы пайки проводов в авто
- Винтовой клеммник
- Клещи для обжима наконечников проводов
Несколько слов о производителях коммутаторов
На прилавках магазинов электротоваров представлена продукция европейских, китайских и отечественных производителей. Как правило, мало кто из простых покупателей озадачивается происхождением коммутаторов. И напрасно. От этих крошечных устройств размером с подушечку пальца может напрямую зависеть сохранность вашего имущества. Не стоит слепо доверяться китайскому ширпотребу. В большинстве случаев продукция Поднебесной не отвечает требованиям отечественных стандартов.
Такие клеммники плавятся при первом перепаде напряжения
Отечественная продукция более надежна, но менее эстетична и технологична. Европейские товары стоят дороже, но зато такую клемму купил – и забыл. Производители гарантируют долгосрочную и надежную работу своих изделий. Вот некоторые из них:
LEGRAND
Винтовые коммутаторы этого производителя – самый популярный товар в этой категории. Латунные изделия покрыты никелем и могут надежно противостоять мощным перепадам температуры. Такие клеммы отличаются высокой прочностью и широким размерным рядом.
Чтобы при монтаже и эксплуатации было удобно различать провода, клеммы выполнены в разных цветовых вариантах
WAGO
Продукция французской фирмы гарантирует прочное соединение проводки разного вида и сечения. Устройства отлично сопротивляются возможной вибрации и растяжению и устанавливаются без спец инструментов. Основной материал французских клеммников – облуженная медь, дающая хороший контакт с низким сопротивлением. Некоторые модели заполнены антикоррозионным гелем.
Ассортимент продукции WAGO позволяет подобрать изделие под любую задачу
PHOENIX CONTACT
Немецкий производитель отличается отличным качеством продукции. Он предлагает более 200 видов различных коммутаторов для разных типов соединений. Среди представленных моделей есть устойчивые к повышенной влажности и взрывоопасности.
Клеммники PHOENIX CONTACT отличаются повышенной прочностью
WIEDMULLER
Еще один европейский бренд предлагает полторы сотни моделей клемм. Основу ассортимента составляют винтовые соединения, выполненные по технологии DIN.
Клеммы WIEDMULLER
Основные виды клемм
Простые инженерные решения
Винтовой клеммник
Особенности конструкции понятны по снимку. Проводящие элементы клеммы заключены в полимерную оболочку. Она не герметична, но достаточно надежно предотвращает случайный контакт с токоведущими частями. Простота изделия подразумевает низкую стоимость. Монтажные операции выполняются быстро и точно с применением отвертки. Если центральная часть изготовлена из латуни, обеспечивается гальваническое разделение, можно подключать жилы из меди и алюминия.
Главным недостатком является чрезмерное усилие, которое создается при закручивании винтов. С одной стороны, такое воздействие обеспечивает надежность механического соединения проводов с помощью зажимов. С другой – способно повредить проводник из мягкого алюминия и более прочной меди.
Клеммная шина
Такие модели устанавливают в электрическом щите для подсоединения нескольких проводников к заземлению. Следует отметить значительные габариты, отсутствие изоляции. Это изделие можно применять неоднократно без ухудшения потребительских характеристик.
Специальные крепления, отмеченные на снимке, пригодятся для монтажа клеммы на опорной планке электрощита
В этой конструкции винт перемещает площадку с углублением. Это приспособление надежно фиксирует проводник без повреждений.
Монтаж штырькового наконечника
Только после такой подготовки многожильные провода получится надежно зафиксировать в клеммниках с винтовыми зажимами. Опрессовку рекомендуется выполнять с применением специальных клещей.
Соединители для электрических проводов
Эти приспособления предназначены для создания разрешенных правилами скруток. Полимерный колпачок предотвращает механические повреждения, контакт с токопроводящими изделиями. Внутри него установлена коническая пружина. При наворачивании с усилием жилы прижимаются. Выбирают клеммы с учетом официальных рекомендаций производителя. В инструкциях указывают максимальное сечение проводов.
Пружинные и многоразовые зажимы для проводов
Клеммник со снятой крышкой корпуса
В этом изделии установлена особым образом изогнутая пружина. Она прижимает вставленный провод к площадке контакта с одновременной механической фиксацией. Явным преимуществом клеммы является быстрота выполнения монтажных операций. Специальный инструмент не нужен. Достаточно убрать изолирующую оболочку.
В такое гнездо можно вставить только достаточно жесткое изделие, поэтому для многожильного кабеля надо найти другое решение. Определенным ограничением является однократное применение. Но во многих электрических схемах необходимы именно такие долговечные соединения.
«Ваги» для соединения проводов
Это название стало нарицательным для многоразовых зажимов. Эта конструкция создана WAGO. В такой клемме обеспечивается надежная фиксация многожильных проводов без специальных гильз. Демонтаж выполняется быстро. Для выполнения рабочих операций не нужны специальные инструменты. За удобства придется платить. Изделия этой категории стоят не дешево.
Другие клеммы
В эти клеммы устанавливают плавкий предохранитель. Он разрывает электрическую цепь при превышении определенной силы токаКоннекторы Scotchlock
Клеммы такого типа предназначены для соединения проводов сечением до 1,3 мм. В некоторых моделях внутри размещают специальный наполнитель, обладающий гидрофобными характеристиками. Обжим выполняется с применением обычных пассатижей. Контактные элементы с режущими кромками прорезают изоляцию, поэтому предварительное удаление защитных оболочек не нужно.
Ножевые клеммы для проводов обжимные можно отсоединять от контакта для проверки цепей, иных диагностических операций
Как обжать наконечники для проводов без инструмента
С точки зрения техники строительства обжим проводов без соответствующего инструмента запрещен, исключение составляет лишь черновой монтаж для проверки выполненных работ. Однако при каких-либо бытовых работах с невысокотоковыми потребителями допускается работа без обжимающего инструмента.
Есть несколько методов оконцевания шнуров без инструмента:
- пайка с использованием тугоплавких высокотемпературных припоев;
- «нестандартный» обжим с использованием кернов, молотков, надрезом наконечника
Пайка наконечника
Для спайки вам, конечно, не потребуется серьезные и дорогостоящие пресс-клещи/кримперы, но в вашем арсенале должны присутствовать следующие «бытовые» ремонтные инструменты:
- Паяльник (от 80 W)/паяльная лампа/газовая горелка.
- Набор для пайки (флюсы/канифоль, припои различных видов).
- Термоусадочная трубка и/или изолента.
- Базовые знания и умения работы с паяльником.
Алгоритм действий следующий:
- при наличии паяльника/паяльной лампы, разогреваем его до рабочей температуры, при его отсутствии включаем конфорку на кухонной плитке;
- пока инструмент нагревается выполняем операции по снятию изоляции с нашего шнура (снимаем с запасом в 0.3–0.5 см), следим за тем, чтобы не повредить жилы;
- надеваем термоизоляционную оплетку на шнур и сдвигаем её на безопасное расстояние, пока она нам не понадобится;
- обезжириваем зачищенный участок;
- обезжириваем наконечник;
- наносим флюс во внутреннюю часть наконечника;
- припой предварительно нарезаем небольшими кусочками, так, чтобы он, примерно, на половину-треть покрыл внутреннюю часть наконечника;
- наносим паяльником флюс на зачищенную часть шнура, лудим её (если паяльник отсутствует, то пропускаем данный шаг);
- аккуратно, удерживая наконечник пассатижами так, чтобы частички припоя не выпадали из него, кладем на кухонную плитку (при отсутствии паяльника) или греем паяльником/лампой/горелкой несколько минут пока припой внутри не станет пластичным и жидким;
- как только припой будет готов быстро и аккуратно берем шнур за изоляцию и устанавливаем его в наконечник, при этом продолжаем разогревать наконечник, удерживая его пассатижами, если между наконечником остается незаполненное место, а припой не выходит наружу, то добавляем припой в эти места, пока он не начнет «вылезать» наружу;
- после чего выключаем паяльник/горелку и даем несколько минут на то, чтобы припой окончательно застыл;
- после застывания наматываем на соединение кабеля и наконечника 2-3 слоя изоленты, сдвигаем термическую оплетку, по краям фиксируя изолентой.
Обжим с использованием керна/молотка
Этот метод имеет множество недостатков, основным из которых является недостаточный прижим, что может быть чревато нагревом такого соединения. Однако он достаточно часто практикуется, в особенности в тех случаях, если соединение не будет работать с высокотоковыми приборами.
Для данного метода понадобится минимум инструментов:
- Молоток.
- Керн (не обязательно, но желательно).
- Небольшой напильник по металлу.
- Тиски (не обязательно, но желательно).
- Токопроводящая паста (крайне желательно).
- Изоляционная лента и/или термоусадка.
Для оконцевания данными инструментами поступаем так:
- снимаем изоляцию со шнура (запас 0.3–0.5 см);
- следим за тем, чтобы жилы не были повреждены;
- распрямляем все жилы провода, слегка скручиваем (пол-оборота, не больше!);
- берем наконечник делаем небольшой надрез напильником (примерно до 1/5 от всей длины наконечника) со стороны провода;
- надеваем термоусадку, отодвигаем на 10–20 сантиметров, так чтобы она не мешала; обезжириваем шнур;
- равномерно наносим токопроводящую пасту;
- зажимаем наконечник в тисках или же кладем так, чтобы его можно было удобно удерживать одной рукой;
- после чего до конца устанавливаем провод в наконечник;
- берем керн и молоток и начинаем делать удары по центральной части наконечника, которая должна быть «обжата» (если керна нет, то можно использовать тонкую часть молотка);
- делаем 4–5 точек фиксации;
- переворачиваем наконечник, повторяем операцию;
- проверяем соединение на прочность;
- надеваем термоусадку на соединение, греем его;
- готово, соединение обжато!
Опрессовка специальными гильзами
Опрессовка гильзами является одним из наиболее надежных вариантов. Его суть заключается в том, что оголенные жилы помещаются в специальную трубку – гильзу, и обжимаются с усилием. После обжима гильза тщательно изолируется с помощью термоусадочной трубки (кембрика) либо изоленты.
Проводники можно направлять с различных сторон трубки либо с одной стороны. При первом варианте их стык должен находиться примерно посередине гильзы, во втором случае поперечное сечение всех жил (суммарное) не должно превышать сечение гильзы.
Преимущества:
- качественное соединение и изоляция;
- гильзы имеют невысокую стоимость.
Недостатки:
- Гильза одноразовая (неразъемная). При необходимости ремонта, гильзу необходимо срезать и выбросить, после чего установить новую.
- Для соединения необходим специальный инструмент: пресс-клещ и труборез (чтобы при необходимости укоротить гильзу). Также можно использовать специальный инструмент для снятия изоляции, который имеет компактное обжимное устройство.
- Обжимать алюминиевый и медный провод можно при наличии только специальной гильзы, которую в продаже видно не так уж и часто.
- Электромонтажные работы потребует больше времени.
Как обжать автомобильную клемму плоскогубцами
Хитрого в этом процессе нет ничего. Нужна обычная автомобильная клемма и маленькие плоскогубцы
Как видно из фото, клемма имеет две пары ушек разного размера, одна пара зажимает изоляцию, вторая — жилы этого провода. Для правильной обжимки клеммы необходимо этим ушкам придать специфическую форму.
Плоскогубцами аккуратно поджимаем наружные лапки так, чтобы они начали сворачиваться, образуя кольцо. Диаметр кольца должен пропускать вовнутрь ваш провод и слегка зажимать его.
Зачищаем конец провода. Как зачистить провод в автомобиле. Слегка скручиваем оголенный конец, чтобы жилки провода не топорщились. Просовываем сквозь подготовленное кольцо провод таким образом, чтобы оголенная часть оказалась между внутренних лапок, а внутри кольца уже была изоляция.
На этом этапе можно было бы, и заканчивать статью, но как можно не показать типичную ошибку при обжиме клемм плоскогубцами
Обращаем внимание на усики клеммы
После того, как клемма обжата на проводе, ее можно обмотать изолентой. Это спасает от короткого замыкания, да и выглядит вполне красиво
Таким образом, обжимаются стандартные российские автомобильные клеммы типа «мама», «папа» и «под ключ». При должном опыте, качество обжима практически не отличается от заводского, а обжать клемму можно всего за полминуты.
Работаем с мультиметром
Проверка напряжения
Если у вас в автомобиле вышел из строя (как вам кажется) какой-то компонент, то необходимо проверить на наличие напряжения в цепи. Для этого переключите прибор в режим вольтметра, а после измерьте напряжение. Для этого плюсовой щуп установите на плюс аккумулятора, а второй на вывод из устройства. Таким образом, где будет показывать напряжение — там все в порядке, а где показаний нет — то значит проблема в данном участке цепи.
Перед проверкой проводов, убедитесь в том, что аккумулятор выдает напряжение, а то мало ли, вы ищите причину в проводах, а проблема заключается в неисправном аккумуляторе.
Ищем короткое замыкание
Такой процесс при коротком замыкании с первого взгляда сложен, так как он примечателен тем, что в цепи полностью отсутствует напряжение.
Что нужно сделать:
- Первым делом извлеките плавкий предохранитель, изымается он именно из того участка цепи, которая будет проверяться.
- Переключите мультиметр на вольтметр.
- Щупы подключаются к клеммам, все остальные устройства рекомендуется обесточить, это делается для того, чтобы не произошло сбоев в других системах.
- Слегка шевелите провод и в этот момент смотрите на показания, если они в какой-то момент появляются, а затем снова исчезают, то значит, его закорачивает.
После того как будут обнаружены проблемные участки, их надо заменить. Как менять проводку в машине — это довольно простой вопрос, и трудностей у вас не должно возникнуть. Правильно это сделать вместе с контактной системой, так как если вы будете использовать кусок другого провода и изоленту, то может появиться новый пробой.
Где используются обжимные клещи
Независимо от размера кримпера, у него есть только два основных способа применения – подготовка токоведущих жил для закрепления их в клеммах розеток, выключателей и прочих электроприборов, а также соединение нескольких проводов между собой.
В первом случае опрессовка оправдана, если используются многожильные провода. Если их зажать в клеммы контактов без подготовки, то со временем под действием электрического тока (он создает микровибрацию) жилки «утрясутся», между ними появится свободное пространство и контакт в целом ослабеет.
Также опрессовка используется при работе с кабелями большого сечения – она применялась даже задолго до появления «бытовых» устройств. Правда качественное соединение возможно получить только используя специальный пресс для обжима кабельных наконечников, который и сейчас далеко не карманных размеров. Чтобы создать необходимое усилие, в таких устройствах используется принцип домкрата или отдельный гидравлический привод – силы человека, даже приложенной через обычный рычаг, чтобы качественно обжать толстый кабель, недостаточно. Пример такого устройства на видео:
Полезной будет обжимка и при необходимости соединить два и больше проводов. В таком случае они собираются вместе, на них надевается втулка и обжимается. При этом провода могут быть вставляться во втулку как с одной, так и с двух сторон: в первом случае получается подобие скрутки, а во втором – муфты.
Что такое скрутка провода и чем она опасна
Несколько десятилетий назад, когда нагрузки на электрическую проводку не были такими большими, подобное соединение пользовалось популярностью. Причем опытные мастера учили меня, тогда еще молодого электрика, предварительно хорошо зачищать металл жилы, скручивать их плотно, обжимать пассатижами.
Длина такой скрутки должна была создаваться длиной порядка 10 см для обеспечения хорошего электрического контакта, как показано на самой нижнем примере. А все что выше — они бы забраковали, несмотря на красоту.
Внутри закрытых сухих помещений такие скрутки работали годами и десятилетиями. Однако многие электрики нарушали технологию и создавали не качественный контакт.
К тому же в условиях влажной среды металл окисляется. Электрическое сопротивление его переходного поверхностного слоя ухудшается. Это ведет к повышенному нагреву жил, преждевременному повреждению изоляции.
Поэтому современными правилами, в частности ПУЭ, простая скрутка проводов запрещена, как бы красиво и надежно она не была сделана.
Особую опасность составляют скрутки алюминиевых проводов, а также жил из разных металлов — меди и алюминия.
Сказывается здесь высокая пластичность мягкого алюминия и его высокая способность создавать под воздействием кислорода воздуха внешний слой оксидов, защищающий внутреннюю структуру металла. Эта пленка снижает проводимость.
При протекании токов с повышенными нагрузками алюминий, имеющий высокий коэффициент линейного расширения, нагревается, увеличивая свой объем. После охлаждения он сжимается, нарушая плотность соединения.
Каждый цикл нагрева и охлаждения ухудшает электрические характеристики скрутки. К тому же медь с алюминием работают как гальваническая пара, а это дополнительные химические реакции с образованием поверхностных окислов.
Рекомендация: везде, где встречаете простую скрутку, избавляйтесь от нее. Усиливайте ее пайкой, сваркой, обжимом или иным другим разрешенным способом.
Скрутка
Этот способ используется при отсутствии специальных инструментов и дополнительных приспособлений. Провода закручиваются и заматываются изолентой. Такой вариант надежен, но нужно соблюдать некоторые правила. Медь скручивается только с медью, а алюминий с алюминием. Запрещено скручивать медные и алюминиевые изделия, так как при этом возникает процесс электролиза и компоненты разрушаются. Вариант скрутки зависит от материала, диаметра и предназначения соединения.
Современный вариант скрутки выполняется без плоскогубцев, а с помощью специальных полимерных колпачков, внутри которых находится спираль из металла. Чтобы выполнить соединение, концы проводов сначала нужно зачистить на расстояние 15 мм, а затем вставить их внутрь колпачка. Затем корпус поворачивается до упора.
Плюсы скрутки:
- простая технология;
- доступные материалы.
Минусы:
- нельзя соединять провода из алюминия и меди;
- не очень качественная стыковка.
Такой вариант подходит для временной проводки.
Скрутка проводов
Многожильные и одножильные
При подсоединении многожильных проводов следует придерживаться следующих правил:
- зачистить изоляцию на 4 см;
- раскрутить проводники на 2 см;
- соединить до стыка незакрученных жил;
- закручиваются провода только пальцами;
- затянуть скрутку можно при помощи плоскогубцев;
- оголенные провода изолируются специальной лентой или термоусадочной трубкой.
Скрутить одножильные провода намного проще. Их нужно зачистить от изоляции, скрутить вручную по всей длине, затем зажать при помощи плоскогубцев, заизолировать.
Правильная скрутка электропроводки в распределительной коробке
При скрутке нужно следовать следующему порядку действий:
- обесточить дом или квартиру;
- очистить проводки от изоляции на 4 см и более;
- раскрутить проводки на 2 см;
- соединить до стыка нераскрученные провода;
- закрутить жилы пальцами;
- затянуть скрутку плоскогубцами;
- заизолировать оголенные провода.
Соединять можно как одножильные, так и многожильные кабели.
Скрутка разного сечения
Нельзя скручивать провода с сильно разными диаметрами. Такой контакт не является надежным и устойчивым. Можно скручивать провода соседних сечений – например 4 кв.мм и 2,5 кв.мм. При скрутке нужно следить, чтобы обе жилы обвивали друг друга. Тонкий провод не должен накручиваться на толстый, иначе контакт будет ненадежным. Затем нужно произвести пайку или сварку места соединения.
Колпачки скрутки
Колпачки помогают надежно заизолировать место контакта. Колпак выполнен из пожаростойкого материала, внутри него находится металлическая часть с резьбой. Сделать скрутку при помощи колпачков достаточно просто – нужно снять изоляцию на 2 см, слегка закрутить провода. На них надевается колпачок и поворачивается несколько раз, пока металлические провода не окажутся внутри.
С помощью контактных зажимов
Контактный зажим состоит из винта, пружинной шайбы, основания, токоведущей жилы и упора, ограничивающего растекание алюминиевого проводника. Сделать соединение при помощи контактного зажима просто – достаточно лишь зачистить концы проводков на 12 мм и вставить их в отверстие зажима. Контактные зажимы используются как для одножильных, так и для многожильных проводников.
Как соединить клемму и провод при помощи кримпера
В сети вы встретите много споров, какой способ соединения лучше — пайка, обжим, скрутка. Я для себя определился так — если разъем негерметичный, но работает в условиях высокой влажности — только пайка. Если разъем герметичный или находится в салоне — то можно использовать обжатие. Скрутку не приемлю в принципе, считаю ее слишком ненадежной в условиях вибрации, поэтому для соединения проводов в автомобиле использую только пайку. Но мы немного отвлеклись, вернемся к инструменту.
Внешне инструмент очень напоминает пассатижи, на концах которого установлена специальная матрица, в которую вставляются наконечники и не изолированная часть кабеля.
Данный инструмент призван обеспечить равномерное усилие наконечника вокруг провода, исключая плохой контакт при обжимке кабеля. Кроме того существуют универсальные инструменты, позволяющие не только выполнить обжим, но и разрезать кабель, снять с него изоляцию и скрутить жилу.
снять часть изоляции с провода (с небольшим запасом до 0.3–0.5 см), крайне желательно при удалении изоляции пользоваться специальным инструментом, позволяющим снять оплетку и не повредить жилы кабеля, но при отсутствии такого инструмента допускается использовать острый нож (при снятии изоляции следует убедиться в том, что не были затронуты жилы провода);
надеть на шнур небольшой кусок термоизоляционной оплетки;
после чего оголенный участок необходимо обезжирить спиртом и нанести специальную электропроводную пасту (самыми распространенными вариантами являются составы типа «КВТ» и «ЭПС»).
выставляем в матрице устройства необходимое сечение и тип наконечника;
устанавливаем наконечник до конца в устройство так, чтобы цифры с маркировкой матрицы находились на лицевой или тыльной сторонах наконечника;
расправленные жилы кабеля заправляем в наконечник до упора (Внимание! Скручивать жилы кабеля запрещается);
прилагая усилие нажимаем на рукоятки кримпера;
обжатие многожильного провода выполнено, теперь возвращаем заранее надетую на шнур термоусадку на место соединения и прогреваем её строительным феном, паяльником или турбозажигалкой;
после выполнения операции рукоятки должны вернуться в стандартное (разжатое положение), если этого не произошло, то причиной тому могут быть проблемы, описанные выше.
Плюсы и минусы скрутки проводов в авто
Проще всего соединить провода путём их скручивания. Это быстро и не потребуется никаких инструментов, помимо ножа для зачистки изоляционного слоя. При необходимости скрученные контакты очень легко разрываются без каких-либо приспособлений.
Недостаток скруток заключается в низкой надёжности, а также возможного нарушения контакта. При таком способе повышается риск окисления, что может привести к нестабильной работе запитанного потребителя.
Скрутку в автомобильной электрике не рекомендуется применять в цепях высокого тока. Например, для запитывания головного освещения или подключения противотуманных фонарей. Но она вполне сгодится для слаботочных цепей. Светодиодная подсветка вполне может состоять из скрученных соединений.
Надёжная скрутка делается путём переплетения распушенных кончиков в одно целое. Таким образом, обеспечивается хороший контакт между двумя проводниками.
Обжатие провода и наконечника подручными средствами, без пресса и специнструмента.
Что делать если у вас под рукой нет специальных инструментов для опрессовки или просто не хочется их покупать, если нужно обжать всего лишь один или два наконечника?
Многие сталкиваясь с этой проблемой прибегают к неправильным способам, которые в дальнейшем только ухудшают контакт, не обеспечивая надежного соединения.
Они начинают расплющивать наконечник молотками, просто сдавливать его в слесарных тисках, сминать пассатижами, запрессовывать зубилом. Все эти методы не верные и не приносят нужного результата.
После такой самодеятельности получается плохой контакт с его дальнейшим нагревом в процессе работы.
Правда некоторые умудряются и гидравлическим прессом обжать наконечник так, что провод спокойно вылезает из него, стоит потянуть с небольшим усилием.
Есть другие способы обжатия наконечниками силовых проводов с применением подручных средств, которые можно встретить практически у каждого в гараже или дома.
Самый простой и быстрый способ – это запрессовка с помощью кернера. Для этого вам потребуется:
- обыкновенный молоток
Процесс очень прост и незамысловат:
- вставляете наконечник в провод
При этом не нужно, как многие делают, предварительно расплющивать наконечник молотком. В процессе ударов это произойдет в любом случае. Количество керн, то есть лунок от ударного воздействия на металл, зависит от длины наконечника.
При этом на обратной стороне наконечника, точки опрессовки не должны быть симметричны тем, что на лицевой части, а смещены на пару миллиметров.
Самое главное при этом не продырявить наконечник насквозь и контролировать силу удара. Поэтому если вы используете для этого гвоздь 200мм, прежде всего следует его затупить.
В итоге у вас получится достаточный контакт, который конечно не сравним с опрессовкой профессиональным инструментом ПГР-70, но при отсутствии сверхноминальных нагрузок прослужит долго.
Самое главное в этом способе правильно подобрать сечение провода и наконечника. Заявленное сечение очень часто бывает меньше фактического.
Для надежного контакта провод должен плотно входить внутрь гильзы без всякой слабины. Поэтому данный момент всегда проверяется вручную, не стоит слепо доверять цифрам на оболочке кабеля и на лопатке наконечника.
Есть и другие простые способы соединения наконечников с проводами без использования пресса. Для радиолюбителей, у кого нет проблем с припоями и другими приспособами, подойдет обыкновенная пайка.
Это не совсем можно назвать обжатием, но все же является способом соединения без использования специального опрессовочного инструмента.
Плюсы и минусы обжимки проводов в авто
Всеми производителями автомобилей рекомендовано при ремонте электрики использовать именно обжим. Это популярный способ, у которого есть масса преимуществ:
- Простота;
- Надёжность;
- Используя определённые муфты можно получить сразу изолированное соединение.
Из недостатков можно выделить только то, что придётся купить специальный инструмент — кримпер. Несмотря на то, что некоторые муфты имеют полимерную изоляцию, рекомендуется дополнять соединение термоусадкой.
В завершении темы стоит напомнить, что независимо от выбранного способа важно соблюдать технику безопасности при работе с электропроводкой автомобиля. При ремонте нужно обязательно отключать аккумуляторную батарею
Все плюсовые контакты должны иметь надёжную изоляцию. В противном случае может произойти короткое замыкание, которое вызовет пожар.
Скрутка
Это самый обычный тип соединения, который можно выполнить без специальных приспособлений и даже пальцами (не рекомендуем). Так как обычная скрутка характеризуется довольно ненадежным соединением, то дополнительно применяется пайка или сварка уже скрученного соединителя.
Плюсы скруток:
- Дешевое соединение. Для скрутки достаточно два провода и изоляционный материал (изолента или кембрик).
- Большая площадь контакта. Чем больше площадь контактируемых проводников, тем большую мощность (токовую нагрузку) они способны проводить. Скрутки можно сделать какого угодно размера, поэтому площадь контакта всегда будет достаточной.
- Не требует обслуживания.
- Можно соединять однопроволочные и многопроволочные жилы.
Минусы скруток:
- Низкая влагостойкость. Не рекомендуется использовать во влажных помещениях, а также в деревянных коттеджах.
- Требуется дополнительная изоляция. В отличие от различных клеммных соединений скрутка требует дополнительной изоляции.
- Нельзя соединять алюминий и медь.
- Высокая длительность технологического процесса. Пайка и сваривание контактов занимает много времени.
- Требуется дополнительное оборудование. Для сварки контактов потребуется сварочный аппарат с небольшим током. Например, недорогая модель Wert SWI с режимом аргонно-дуговой сварки подойдет для качественных сварных скруток.
Скрутка без пайки и сварки обычно применяется при монтаже временных построек, которые потом придется убирать.
Плюсы и минусы пайки проводов в авто
В большинстве работ с электрикой, пайка может оказаться очень надёжным соединением, но в автомобилях её рекомендуется не применять. Это связано с тем, что спаянный контакт подвержен окислению, что спровоцирует стремительное разрушение соединения. Паянное соединение не имеет гибкости и при минимальном физическом воздействии контакты, которые подгнили, распадутся.
Портится не сама пайка. Слабые места такого соединения находятся между изоляционным слоем провода и самой пайкой. Тут будет происходить окисление, которое спровоцирует надлом.
Также к отрицательным моментам стоит отнести неудобство такого способа. Пытаться спаять контакты под торпедо, где и примитивную скрутку не всегда можно нормально сделать, очень неудобно.
Это не значит, что пайка в автомобиле недопустима. Просто это не самый удачный способ.
Надёжного паянного соединения можно добиться покрыв скрутку припоем и покрыв соединение специальным лаком, который будет препятствовать окислению.
Винтовой клеммник
Винтовой клеммник представляет собой металлический трубчатый соединитель с винтами, облаченный в пластиковый корпус. Два провода заводится внутрь клеммника и крепко зажимается винтами.
Плюсы винтового клеммника:
- Отличный контакт. Благодаря высокому усилию прижима винта создается хороший контакт в соединении, что ведет к снижению сопротивления и, как следствие, лучшей электропроводности.
- Наличие изоляции. Токоведущая часть облачена в пластиковую изоляцию, поэтому дополнительной изоляции не требуется.
- Недорогой. В сравнении с самозажимными клеммниками винтовые на порядок дешевле, поэтому при большом объеме соединений, например, на группы освещения, позволят неплохо сэкономить.
Минусы винтовых клеммников:
- Необходимость в обслуживании. Минимум раз в год необходимо подтягивать болты для обеспечения надежного контакта. Этот фактор не дает возможности наглухо зашивать клеммники под гипсокартон или штукатурку.
- Сложность использования многожильных проводов. Их применение возможно только при дополнительном обжиме латунными наконечниками.
Винтовые клеммники в большинстве своем применимы для электрощитовых, куда всегда есть доступ для ремонта и ревизии.
Клещи для обжима наконечников проводов
Клещи для обжима клемм используются для прочного и надежного соединения проводов между собой или с клеммами различной формы и размера. В данном случае применяется метод опрессовки, который считается предпочтительным, по сравнению с пайкой.
Это особенно актуально при использовании электрических схем открытого типа, которые применяются при сборке автомобилей. Также при соединении проводников с помощью клещей для обжима клемм необходимо помнить про эффект гальванической пары.
Представленные у нас в магазине клещи отличаются количеством поддерживаемых размеров клемм, наличием приспособлений для снятия изоляции, а также применением обычного механизма обжима или трещоточного, который позволяет добиться более равномерного усилия на всей поверхности.
Обжимка проводов
- Для того чтобы качественно произвести обжим провода необходимо выполнить 3 главных правила:
- Во-первых, правильно подобрать коннектор или наконечник, чтобы его размер соответствовал сечению прессуемого провода.
- Во-вторых, воспользоваться профессиональным инструментом. Это пресс клещи, оснащенные храповым механизмом, который позволит выполнить полный цикл опрессовки.
- И в-третьих, выбрать нужную матрицу. Ее геометрия и форма должны соответствовать обжимной части наконечника.
Обжиму изолированными наконечниками подлежат только многопроволочные провода. Моножильные должны использоваться под свой тип неизолированных наконечников.
При выборе обязательно обращайте внимание не только на диаметр и сечение, но и на форму контактной лопатки. Нельзя использовать вилочные наконечники на подвижных или подверженных вибрациям контактах!
Изоляция с жилы снимается ровно на длину прессуемой трубочки куда вставляется жила. В отличии от втулочных, здесь будет крайне неудобно откусить лишнее кабелерезом.
При обжатии наконечник вставляете в матрицу пресса так, чтобы шов хвостовика был сверху и строго по центру.
Соблюдайте цветовую маркировку на матрицах с цветами самих наконечников.
Обжимая пресс клещами изолированные наконечники, контролируйте чтобы каждый контур матрицы, обжимал свою часть жилы и изоляции, а также вставляйте наконечник в матрицы только с маркированной стороны.
Если матрицы не полностью сомкнулись в конце зажатия ручек, значит вы неправильно подобрали размер наконечника. Если изоляционная манжета при этом повредилась, требуется заменить наконечник.
В домашних условиях, на производстве мы часто сталкиваемся с необходимостью установить соединение в сети или устранить неполадки, касающиеся цепи переменного тока. В этом случае нам обязательно понадобится инструмент для обжима проводов.
Он предназначен для того чтобы механическим методом сжать разъемы или контакты вокруг кабеля. Таким образом устанавливается электрическое соединение, обеспечивается стабильность в сети.
Обжимки могут использоваться для работы с одножильными или витыми проводами. Такой обжимной инструмент еще называют кримпером. Преимуществом обжимки считается и возможность замены губок.
Провода вставляются в гильзу, и обжимаются специальным инструментом — кримпером. Кримпер — это обжимные клещи. Огромное достоинство гильз в том, что такой обжим не создает повышенного сопротивления в месте соединения.
Гильзы в форме плоского наконечника с отверстием удобны, когда нужно закрепить провод или пучок проводов на корпусе при помощи винта. Просто подбирают гильзу подходящего диаметра, производят обжим, и крепят наконечник туда, куда нужно.
Для соединения многожильных проводов, для объединения одножильных проводов с многожильными, или просто для фиксации их в клеммниках, применяют штырьковые втулочные наконечники.
Многожильный провод удобно вставляется в наконечник, наконечник вместе с проводом опрессовывается, после чего многожильный провод можно фиксировать в любом клеммнике, даже в полиэтиленовом, не опасаясь, что соединение нарушится.
Решающим здесь оказывается правильный выбор диаметра наконечника, он должен соответствовать общему диаметру опрессовываемых, объединенных в пучок, жил, чтобы провода потом не выскочили.
Для обжима штырьковых наконечников можно обойтись плоскогубцами или воспользоваться отверткой и молотком.